К чему надо готовиться нашим чиновникам, "Российской газете" рассказал член Правительственной комиссии по проведению административной реформы ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Мау.
- Претворять в жизнь разработанную вами реформу будут те же самые чиновники. Разве они не смогут найти тысячу способов, как испортить ваши начинания?
- Проводить административную реформу в жизнь будут чиновники, от этого никуда не уйдешь. Где возьмешь людей со стороны? Здесь есть, конечно, некоторый конфликт интересов. Однако ведь к госаппарату аналогичный принцип неприменим. Не пригласишь же генералов или поэтов "в порядке обмена". Так что административная реформа должна быть доверена госаппарату...
Конечно, существует корпоративный интерес бюрократии, но власть не тождественна бюрократии. И интересы политиков отличаются от интересов бюрократии. Именно поэтому проведение административной реформы вполне возможно. Уже одобрена сама база административной реформы. У всех есть понимание, что пора менять принципы работы государственного аппарата.
- То есть повесить на чиновников меньше задач?
- Административная реформа не сводится только к сокращению избыточных функций. Ее задача - повышение эффективности госуправления вообще и госслужбы в частности. Для этого государство должно в первую очередь определить, чем оно должно заниматься, чем нет. Сразу скажу: никаких коммерческих услуг государство предоставлять не должно. Другая проблема - соотношение функций выработки политики и контроля. Сейчас зачастую разрабатывают законы те ведомства, которые их применяют, а потом контролируют исполнение. Зачастую ведомственные акты написаны так, что выполнить их невозможно, а потому с контролерами приходится "договариваться".
Третье направление - повышение эффективности бюджетных расходов.
- Какие министерские функции предлагается пустить под нож?
- Окончательного списка, как вы понимаете, нет. Есть предложения, по которым даже эксперты из рабочей группы не всегда сходятся во мнениях. Данные пока предварительные. МВД, оказывается, производит регистрацию средств цветного копирования. Хотя большого смысла в этом нет. Сохранение контроля признано нецелесообразным. В МВД также признана избыточной функция организации проведения техосмотра транспортных средств.
Министерству обороны рекомендуется прекратить оказание услуг по перевозке грузов. Интересно, что эти действия регулируются еще постановлениями Совмина СССР. Правда, упущенную прибыль военных придется компенсировать из бюджета.
У Минфина признана избыточной функция контроля за соблюдением аудиторскими организациями индивидуальных стандартов аудиторской деятельности. Минюст не должен определять количество должностей нотариусов в округе. Минтруд не должен привлекать к наказанию виновных в нарушении трудового законодательства, это дело судов. И так далее. Всего не перечислишь. В основном, конечно, это факторы избыточного регулирования. Но повторяю, это только предложения.
Наверное, внешне эти предложения выглядят скучновато. Но реальные проблемы бизнеса, барьеры, с которыми ему приходится сталкиваться, связаны как раз с этими и многими другими бюрократическими функциями. А их отмена требует не махания саблей, а кропотливой работы по совершенствованию законодательства.
- Сокращение функций приведет к сокращению чиновников и даже министерств...
- На данном этапе о сокращении самого аппарата речь не идет. Хотя в перспективе, конечно, чиновников должно стать меньше, а их зарплата должна быть значительно выше. Вообще я бы остерегся от проведения пресловутых реформ по "сокращению аппарата". Всем известно, что результатом подобных кампаний всегда является его рост. Сокращение армии чиновничества реально может происходить лишь как побочный результат изменения функций и структуры аппарата.
- А сколько министерств должно остаться после административной реформы?
- Это вопрос политический. Количество министерств и их структура - это вопрос позиции Правительства и парламента. В демократической системе министерств должно быть столько, сколько нужно для обеспечения устойчивости правительства и парламента. Теоретически функции могут быть закреплены и за одним суперминистерством, и за 100 мелкими ведомствами.
- Как планируется повысить эффективность бюджетных расходов?
- Повышение эффективности бюджетных расходов - это вопрос о том, какие услуги мы получим на те средства, что тратим. Например, часто приходится слышать, что мы мало тратим на здравоохранение. Неправда! Мы очень много тратим! Только отдачи эти деньги не приносят.
Скажем, надо определиться, как и за что платить медучреждениям. За число пролеченных? Но есть вероятность, что главврач наберет бомжей и оформит их как пролеченных. Другой вариант - платить за количество койко-дней. Однако в этом случае врачи будут стараться задержать больного подольше. Как быть? Надо разработать единые стандарты. Создать такую систему, чтобы выгодно было лечить качественно, а не заниматься махинациями.
То же самое и с образованием. В науке также нельзя оплачивать только конечный результат. Поэтому упорядочивание бюджетных расходов - это одно из основных направлений реформы.
В идеале административная реформа должна создать такие "правила игры" для чиновников, чтобы они были просто обречены приносить пользу государству и его гражданам. Я надеюсь, что все именно так и получится.