08.10.2003 23:05
    Рубрика:

    Медалистам дали двухлетнюю "отсрочку"

    Владимир Филиппов
    министр
    образования РФ

         

         "Слышали, что в будущем году появятся особые привилегии у участников предметных олимпиад, а у медалистов они, наоборот, исчезнут. Уточните все-таки, какие категории учащихся будут иметь право на поступление в высшие учебные заведения вне конкурса?" - Мирошниковы, Санкт-Петербург.

         

         - Во-первых, еще два учебных года (2003/04 и 2004/05) льготы у медалистов будут. И дальше медаль мы сохраним как знак особых достижений в учебе. Может быть, вместо медали придумаем красивый диплом, который вешают на стену. А для оценки знаний будет введен более объективный и независимый критерий - итоги единого государственного экзамена, который заменит и выпускные экзамены в школе, и вступительные в высшие учебные заведения. Что же касается льгот, то уже подготовлен проект специального закона, и на следующий год мы планируем существенно расширить число способных детей, принимаемых в вузы без экзаменов. Сейчас льготы имеют только победители всероссийских олимпиад по двенадцати предметам. А по новому закону в каждом субъекте Российской Федерации совместно с департаментами образования субъектов Федерации и Советами ректоров региона пройдут региональные туры Всероссийской олимпиады. И победители этих интеллектуальных соревнований будут без экзаменов приниматься в вузы данного региона, а в других областях вузы смогут зачислять этих победителей по своему усмотрению.

         

         "Я внимательно читаю все публикации, касающиеся ЕГЭ. Из них усвоил, что главная цель этого новшества - борьба с вузовской и школьной коррупцией. И вдруг с удивлением узнаю от друга, который живет в Рязанской области, что "девятки" и "восьмерки" по "единому" в провинции можно купить, причем цены не "аховые". Он считает, что именно этим объясняется вал немосквичей в элитные вузы столицы, принимающие абитуриентов по итогам ЕГЭ. Что вы думаете по этому поводу? И второе. Не известны ли в Минобразовании такие случаи "мухлежа" с тестами?" - Вольский П.В., Москва.

         

         - Читателя, по-видимому, дезинформировали. Никаких "восьмерок" и "девяток" при сдаче ЕГЭ нет. Оценки выставляются по стобалльной системе. Ни одного сигнала о конкретном факте подтасовки результатов тестирования в Министерство образования РФ не поступало. И еще. Цель "единого" - вовсе не борьба с вузовской и школьной коррупцией. Первая задача ЕГЭ - расширить доступность образования, дать возможность детям из далеких регионов, не выезжая из дома (оплатить дорогу сейчас в состоянии не каждый), сдавать вступительные экзамены в любой вуз. Вторая задача, как я уже не раз говорил, - это введение механизма объективной оценки знаний школьника и работы школы.

         

         "Психолог - достаточно молодая школьная специальность. Я, к примеру, в нашей школе первый психолог, а работаю всего пять лет. Замечаю, что нашей администрации мешаю. Не может она понять, что в конфликтных ситуациях иногда не правы бывают и учителя. В общем, отношения с директором "не очень", а поэтому до меня не доходит информация о курсах повышения квалификации. Думаю, что со временем общий язык мы с педагогами найдем, а сейчас хочется знать, где можно подучиться в области педагогической психологии?" - Шмелева Е.Б., Королев.

         

         - Курсы повышения квалификации по интересующим вас вопросам можно пройти в Московском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников народного образования. Он находится по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, 8. Телефоны: 472-44-66 и 472-22-11.

         

         "Я с материнской стороны - таджик, но всю жизнь живу рядом с Питером. Вырос в русскоязычной среде и своего родного языка не знаю. А вот сына очень хотелось бы научить таджикскому. Есть ли в Северной столице такая школа и вообще есть ли в Министерстве образования России программа по развитию национальных школ и в каких регионах она наиболее успешно осуществляется?" - Среднев А.С., Гатчина.

         

         - Граждане Российской Федерации имеют право на обучение родному языку в пределах возможностей тех регионов, где они проживают. Обычно такие учебные группы создаются в школах в районах компактного проживания представителей определенного этноса по просьбе родителей. Родной язык может изучаться за счет вариативной части учебного плана. Тогда эти занятия финансируются из бюджета. Или это может быть дополнительная платная услуга. Вопросами изучения языков в конкретных школах занимаются только органы образования субъектов Федерации. Министерство образования эту работу не организует.

         По своему вопросу вам нужно обратиться в Комитет общего и профессионального образования правительства Ленинградской области.

         Большинство регионов с многонациональным населением имеют свои программы по развитию национальных школ. К примеру, они есть в Москве, Санкт-Петербурге, Мордовии, Республике Саха, Самарской области и Краснодарском крае.

         

         "В этом году мой сын оканчивает школу. Готовиться к поступлению в вуз нужно уже сейчас. Однако точно, какие экзамены будут в этом году на выбранном факультете, не знают даже преподаватели. Разве это правильно? Когда должен быть точно определен "набор" предметов для вступительных экзаменов?" - Кольчина Светлана, Москва.

         

         - В соответствии с действующим порядком приема в вузы количество и перечень вступительных испытаний могут отличаться в зависимости от специальности и формы получения образования. Вот список предметов, из числа которых вуз выбирает экзамены: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки. Конкретный перечень вступительных испытаний устанавливается вузами, как правило, к началу учебного года при формировании контингента обучающихся на подготовительных отделениях. Поинтересуйтесь, какие предметы изучают на курсах.