09.10.2003 01:00
    Поделиться

    Два тома, семь пакетов

    Одна из самых, пожалуй, трудноосуществимых реформ - административная - идет в стране практически с 1990 года. В последнее время для того чтобы сдвинуть ее с места, на Краснопресненской набережной сначала образовали комиссию, которую возглавил тогдашний руководитель аппарата Правительства Игорь Шувалов. Предложения в рамках административной реформы представляли чиновники Министерства экономического развития и торговли. Но первая попытка сократить избыточные функции не увенчалась успехом. Из выявленных 5000 избыточных функций к заседанию кабинета министров осталось только 256, от которых можно было избавиться сразу же. Подобное сокращение во многом произошло из-за того, что руководители министерств и ведомств никак не хотели расставаться со своими полномочиями.

    К 1 июля этого года в Правительство был представлен еще один, но уже более короткий список по избыточным функциям, которые могли бы быть отменены правительственным решением. Но главный удар, видимо, предполагалось нанести этой осенью - рассмотрение третьей части пакета избавления от избыточных функций.

    Поскольку же процесс продвигался медленно и сопровождался явным недовольством премьера работой своих подчиненных, указом Президента о мерах по проведению административной реформы до конца 2004 года Правительству был дан обещанный Путиным в Послании политический импульс. В результате на Краснопресненской набережной образовали новую комиссию, которую возглавил вице-премьер Борис Алешин. История новой России знает немного примеров, когда требуется специальный президентский указ о проведении той или иной реформы.

    В последние месяцы комиссия Алешина наработала немало: к заседанию кабинета министров были подготовлены две части многостраничного труда. Похоже, что чиновникам Минэкономразвития, чьи инициативы по административной реформе еще весной тонули в недрах ведомств, не придется в этот раз услышать от премьер-министра Михаила Касьянова о "формальном и легковесном подходе к решению важнейшей задачи".

    Предложения рабочих групп по оптимизации функций госрегулирования были разделены на 7 групп. В первой группе оказались вопросы госрегулирования в сфере промышленности и научно-технической деятельности. Правительственная комиссия по проведению административной реформы одобрила предложения, подготовленные рабочей группой, и согласилась, что 34 функции в этой сфере можно считать избыточными, а 35 - обязательными. Правда, остались и 3 функции, по которым вопрос открыт.

    В сфере природопользования, сельского хозяйства, рыболовства и потребительского рынка было найдено 9 избыточных, 18 дублирующих и 47 обязательных функций. Тем не менее по двум функциям остались некие разногласия. Третьей группе - вопросам госрегулирования в сфере энергетики, систем связи, телекоммуникаций, транспорта и строительного дела выявлено всего 6 избыточных функций. А по 15 функциям комиссия попросила Минэкономразвития представить предложения по оптимизации госрегулирования в сфере энергетики. В четвертой группе - в сфере внешнеэкономической деятельности - выявлено 6 избыточных, 5 дублирующих, 8 функций, реализация которых требует нормативного уточнения, и 49 обязательных функций. В вопросах обеспечения государством обороны и безопасности, вошедших в пятую группу, найдено всего две избыточные функции. По трем позициям есть предложения об их упразднении.

    Но, пожалуй, больше всего из обязательных функций было выявлено в сфере социальных обязательств, трудовых отношений, образования, здравоохранения, культуры, информации и спорта - 101. Кроме того, найдены 28 избыточных и 1 дублирующая функция. По вопросам государственного регулирования в сфере финансовых рынков рабочая группа предложила уточнить 5 функций, а также выявила две избыточные и 7 обязательных функций.

    Сегодня Правительству предстоит разбираться с этим списком. Впрочем, главная драка еще впереди, когда дело дойдет до формирования структуры Правительства.

    Иллюстрация к теме

    В редакцию "Российской газеты" поступили три решения Верховного cуда Российской Федерации. Они признали не соответствующими законодательству, а потому недействующими:

    - пункт 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26 июля 2002 года N 30,

    - приказ Министерства образования РФ от 30 апреля 2003 года N 1955 "Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования",

    - подпункт "г" пункта 22 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288.

    В свое время над этими документами, надо полагать, корпели серьезные специалисты, визировали, вглядываясь в каждую запятую, юридические службы, проверяли перед регистрацией эксперты Минюста, а "Российская газета" - как официальный публикатор - печатала на всю страну. Выходит, зря работали и теперь все надо начинать по новому кругу?

    В ближайших номерах "Российской газеты" мы подробно расскажем об решениях Верховного cуда, защитивших законные права граждан от чиновничьей самодеятельности. Это будет серия публикаций под рубрикой "Три кита российской бюрократии".

    Поделиться