На самом деле введение стандарта резко ухудшит школьную атмосферу, прежде всего потому, что стандартизировать содержание образования можно было в XIX веке, когда оно менялось медленно, а в XXI - невозможно, хотя бы из-за быстрых перемен в науке и культуре.
Попытки определить обязательный минимум содержания основных образовательных программ оказались практически бесплодными, несмотря на огромные деньги, которые отпускались коллективу разработчиков стандартов. Это не остановило ни депутатов, ни чиновников. Так же, как Карфаген должен был быть разрушен, так и закон о стандарте должен быть принят. Потому что чиновникам так легче командовать школой.
Сейчас стандарт пытаются привязать к нормативу финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования. Расчет федерального норматива на основе стандарта приведет к увеличению учебной нагрузки или к уменьшению финансирования - выбирайте, что вам больше нравится. А проверки школ на предмет выполнения ими стандартов возродят старую добрую процентоманию. Знаю по опыту: так бывает всегда, когда качество образования начинают проверять на основе жестких показателей.
Закон об образовательном стандарте, предлагаемый ко второму чтению, больше похож на министерский циркуляр. Из него выхолощено все, что придавало бы ему хоть какую-то функциональность.
Самым взрывоопасным в этом законопроекте является подмена "требований к выпускникам" на "требования ко всем учащимся". Если раньше чиновники говорили, что будут мерить результат только на выходе, то есть на выпуске, то теперь они хотят установить контроль на каждом этапе.
Среди положительных сторон можно выделить лишь сохранение 11-летнего срока обучения. Есть утешение и для инновационных школ: "Образовательное учреждение вправе осуществлять учебный процесс в соответствии с экспериментальной образовательной программой в порядке, определенном Правительством РФ". Так что возможность сохранить экспериментальные школы все же осталась.
Не осталось другого - надежды, что удастся наладить систему финансирования школы, установить механизм определения реальных потребностей и источники удовлетворения этих потребностей. То, что декларировалось на начальной стадии разработки стандартов. Теперь этого нет. Остался лишь кнут - без пряника.