17.10.2003 02:14
    Поделиться

    Кодекс чести в современном исполнении

         Ковка меча напоминает религиозный ритуал не только потому, что с ней связано множество секретов мастерства, передающихся из поколения в поколение. С XII века, с так называемой эпохи Камакура, в японском обществе сложился культ меча. "Меч - душа самурая" -гласит японская пословица. Он был для воина не только личным оружием, символом его отваги, его чести. Меч олицетворял принадлежность человека к высшему кругу общества - сословию самураев.

         Меч и искусство владения им легли в основу самурайского кодекса чести "бусидо" ("путь воина"). Именно меч подарил бог грома Сузанно своей сестре - богине солнца Аматерасу, а она вручила его внуку, которого послала властвовать на землю. Так что меч - это и воплощение самурайского духа, и религиозная святыня, и символ императорской династии.

         Принято считать, что ее основатель - император Дзимму вступил на престол 11 февраля 660 года до нашей эры. Именно он определил божественное предназначение Страны восходящего солнца - собрать "восемь углов мира под одной крышей". В 1940 году, когда правители Японии шумно отмечали "2600-летие восшествия Дзимму на престол", они подписали "тройственный пакт" с Гитлером и Муссолини, возвели девиз мифического императора в ранг государственной политики, сделали его идеологической основой агрессии против соседних народов.

         За шовинистический угар, за попытки мечом "собрать восемь углов мира под одной крышей" пришлось расплачиваться дорогой ценой. Катастрофа, закончившаяся трагедией Хиросимы и Нагасаки, оставила в национальном сознании глубокий след. 9-я статья послевоенной конституции провозглашает, что японский народ навечно отказывается от войны, не будет впредь создавать сухопутные, военно-морские, военно-воздушные силы.

         Однако с начала 50-х годов Япония превратилась для США из поверженного противника в непотопляемый авианосец у советских и китайских берегов, в тыловую базу для локальных войн, которые американцы вели сначала в Корее, а потом во Вьетнаме. Вашингтон и Токио договорились, что в обход конституции в Японии будут созданы "силы самообороны", действующие исключительно на земле, в территориальных водах и воздушном пространстве страны. Дескать, частые землетрясения, извержения, тайфуны диктуют необходимость в военизированной структуре для помощи гражданскому населению при чрезвычайных ситуациях.

         Потом завели речь о том, что провозглашенный в конституции отказ от войны не исключает права Японии обладать оборонительным оружием. Началась словесная казуистика. Многоцелевые истребители-бомбардировщики стали именовать "перехватчиками", а эсминцы - "конвойными кораблями". Чтобы окончательно перечеркнуть 9-ю статью конституции, осталось лишь легализовать использование "сил самообороны" за пределами Японии. Недавнее решение парламента отправить в Ирак 1000 военнослужащих для вспомогательных операций - решающий шаг к этому.

         После капитуляции Японии американские оккупационные власти запретили ковку клинков, а также фехтование, поскольку культ меча отождествлялся с милитаристской идеологией. Однако с 1967 года этот запрет снят, а 11 февраля вновь официально отмечается как "день основания государства".

         Самурайский кодекс чести, сложившийся в средневековой Японии, внедрялся в быт народа буквально острием клинка. Воин мог лично казнить любого простолюдина, обвиненного в непочтительности. Более того, существовал старинный обряд "танесигири". Культ меча предписывал, что новый клинок нужно опробовать на человеческом теле. Старинные гравюры свидетельствуют, что жертвами этого оказывались бродяги, спавшие на улице, или крестьяне, возвращавшиеся с полей.

         Зловещая сущность обряда "танесигири" обретает в наши дни актуальное политическое звучание. Судя по всему, у Токио возникает соблазн опробовать на деле военный потенциал, воссозданный в обход конституции. Человеку с молотком в руке, гласит японская пословица, любая проблема представляется гвоздем.

     

    Поделиться