Это, конечно, печально. Менее чем через два месяца голосование, а мы до сих пор не узнали ничего нового ни о партиях, ни об отдельно взятых кандидатах. Утешает, конечно, то, что и партии, и основные кандидаты в депутаты и так хорошо нам знакомы - нового вроде бы и не приходится ждать. Однако утешение слабое, точнее - двусмысленное. Получается, что таково качество тех, за кого нам предстоит голосовать. Им нечего сказать обществу.
Обещают, что вот с 7 ноября начнется. Что начнется? Из ничего не может появиться что-то. Тот, кто что-то может сказать, уже проявил себя. Таких солистов пока только трое. Сергей Глазьев - с изъятием природной ренты. Анатолий Чубайс - с либеральной империей. Геннадий Райков - с защитой народа от всех напастей. Ну и, конечно, Владимир Жириновский исполнит свою сольную партию. О чем? Неважно.
Глубочайший идейный кризис - очевиднейшая черта нынешнего политического сезона.
Поверх кризиса легли еще и две холодных длани:
Центризбиркома и Административного ресурса. По сему поводу в политическом сообществе воцарились одновременно уныние и гнев. В общем-то - справедливые. Но не думаю, что оправданные. Дело в том, что повернуть историю в основных еще составляющих нельзя. Если только, конечно, не отменить выборы как таковые. Но и эта попытка вряд ли будет успешной. Энергия демократизма и свободомыслия уже заполнила все поры общества, ибо вот уже почти 20 лет Россия живет в декорациях свободы. Режиссер теперь может лишь направлять ход спектакля, но не поменять пьесу.
От того, что элиты, политический класс и бюрократия не умеют и не хотят вести политику публично, сама политика не исчезнет. Особенно в день голосования.
Фарсовую ситуацию можно объявить нормальной, но избирателям она таковой все равно не покажется. Более того, если уж фарс, то чем больше его, тем лучше. И фарс очевиднее, и крах его неизбежнее.
Лично я по-прежнему жду от ближайших выборов большого сюрприза. И чем дальше, тем большего. Сюрприза и в результатах, и в ходе самой предвыборной кампании. Что-то случится. Непременно случится.
Когда достигалась победа? Тогда, когда за нее яростно боролись. При всей своей грязи кампания 1999 года, в которой административный ресурс тоже не бездействовал, была борьбой. И партия власти в ней победила. А проигрывала она дважды, именно тогда, когда рассчитывала исключительно на свои властные возможности. Так Демвыбор России проиграл выборы 1993 года ЛДПР и левым, а НДР еще более очевидно - выборы 1995 года коммунистам. Да и в 1999 году Единство обогнало катившееся по властной колее ОВР за счет энергии борьбы (кстати, и те и другие все равно пропустили вперед КПРФ).
Это не просто тенденция. Под ней лежит фундаментальный физический и политический закон противодействия. Он, конечно, может не до конца проявить себя на выборах 2003 года, но тем сильнее распрямится пружина в 2007-м. Хотя, повторяю, лично я жду сюрприза уже в этом году.
Что же касается всяких ограничений в деятельности СМИ, то здесь (я уже употреблял это определение) ситуация просто фарсовая. Как известно, один из наиболее эффективных способов победы в споре - доведение аргументации оппонента до абсурда. Но нужда в использовании этого способа отпадает, если сам оппонент доводит свою аргументацию до этой точки. Тогда абсурд взрывается сам. И неважно - после укола Конституционного суда или от внутреннего избыточного давления. Но взрывается непременно. А на сегодня давление таково, что какой-то грандиозный информационный скандал тоже непременно случится. В чем конкретно он проявится - не знаю. Что или кто конкретно его спровоцирует - тоже не знаю. Но кто падет жертвой этого скандала, очевидно. Скорее всего - тот, кто поднимал давление абсурда до запредельного уровня. И, видимо, кто-то еще, кому просто попадет в голову самый крупный осколок взорвавшегося котла. Возможно, попадет случайно и незаслуженно, но такова физика взрыва.
Вообще-то в нашем избирательном законодательстве есть еще много пространства для улучшения. Например, все набирающая силу мода голосования "против всех" (мода, стимулируемая и объективным положением вещей - уже упомянутой мною безыдейностью, и оседлавшими эту моду неприкаянными политиками и политологами), на мой взгляд, может и должна быть пресечена законодательно. Социологи хорошо знают, что на один и тот же по сути вопрос можно получить вдвое-втрое большее число положительных ответов, если задать его несколько раз, но в разной форме. В этом смысле внесение в бюллетени для голосования позиции "против всех" абсолютно не корректно. Тот, кто "против всех" (то есть ни за кого), имеет возможность:
1) просто не прийти на выборы;
2) прийти на выборы и испортить бюллетень, сделав его недействительным (например, зачеркнув всех кандидатов);
3) унести свой бюллетень, не опустив его в урну для голосования.
Зачем при наличии трех возможностей фактически проголосовать против всех (то есть реализовать право на протестное голосование) добавлять еще и четвертую - путем внесения специального пункта в бюллетени? Зачем подталкивать избирателя, пришедшего на выборы, к действиям, эти выборы срывающим? Учить деструктивному в нашем обществе никого не надо - за последние 18 лет мы прошли и школу, и университеты, и академии деструктивности. Кто бы создал хотя бы начальный класс гражданской конструктивности.
Путать охранительное с конструктивным - одна из главных российских политических традиций. Но даже охранительность бессильна, если выглядит смешной (еще раз к теме абсурда), ибо тогда она окарикатуривает объект охраны. Извергнутая из недр Совета Федерации рекомендация не трогать грязными предвыборными руками президентскую внешнюю политику воистину достойна пера Свифта (для западников) и Салтыкова-Щедрина (для славянофилов).
Ход нынешней предвыборной кампании во всех ее проявлениях уже свидетельствует о том, что 2004-2007 года будут периодом коренной смены элит в России, а результаты выборов, думаю, подтвердят это со всей определенностью. Эта смена неизбежна. Думские выборы 2003 года (и многие губернаторские, кстати, тоже) - последний шанс для элит нынешних продлить свое политическое существование. Причем относится это к элитам всех мастей - левым, правым, центристам, демократам, либералам, ретроградам... Но полностью этим шансом воспользоваться не удастся. Слишком велик моральный износ тех, у кого была власть в последние 10-12 лет.
Сюрприз собственно и будет состоять в том, что часть элит отпадет уже в ходе выборов 7 декабря и последующих за ними событий.