- Напомню, что это был первый подобный Закон в истории отечественной психиатрии, - сказал Юрий Сергеевич в эксклюзивном интервью "РГ". - Он вместил в себя международный правовой минимум для психически больных. Другое дело, что в ходе юридической экспертизы в Закон были внесены ухудшения, с которыми мы и попытались бороться с помощью поправок.
- А какие конкретно изменения в Закон внесла ваша ассоциация?
- К примеру, из статьи 18, которую в свое время все приняли единодушно, выкинули положение о том, что психиатрические учреждения вправе защищать права своих пациентов в суде. В результате возникла страшная ситуация, когда одинокие больные люди превращаются в бомжей, а их квартиры незаконно присваиваются. Поправки, которые мы предложили внести в Закон, были приняты лишь наполовину. Так, первая часть 18-й статьи дает право защищать больных только лечебно-профилактическим учреждениям, а общественные организации этой возможности лишены. То есть Российское общество психиатров, Независимая психиатрическая ассоциация России, всевозможные организации родственников психических больных просто-напросто отстраняются от этой деятельности.
- В чем суть ваших возражений?
- Мне кажется, что начинается настоящее наступление на демократические завоевания психиатрической службы. Это видно хотя бы из процентного состава разработчиков поправок. Если в начале девяностых в комиссии была треть независимых психиатров, то сейчас их осталась лишь двенадцатая часть. И мы подчас не в состоянии побороть перевес сторонников приоритета государства над личностью больного. Отсюда и такие законопроекты.
Сужается круг "недобровольных мер", требующих судебной процедуры. К примеру, если примут поправки, освидетельствование беспомощных больных будет проходить без санкций судьи. Это новшество еще можно было бы принять при уточнении: "в случае одинокого проживания". А так открывается дорога всевозможным злоупотреблениям.
Снимается и запрет на проведение испытаний медицинских средств и методов лечения в отношении тяжелых психически больных. Требуется лишь согласие Комитета по этике в области охраны здоровья граждан. Замечу, что эта поправка идет вразрез с Принципами защиты психически больных Генеральной Ассамблеи ООН.
Не понадобится и обязательная прежде санкция врача при использовании мер "физического стеснения и изоляции" при недобровольной госпитализации. Судьбу больного человека будет решать санитар.
- Но ведь у авторов спорных поправок есть довольно здравые аргументы в свою пользу. К примеру, они утверждают, что пока врачи будут ждать санкции суда, психически больной может кого-нибудь убить.
- Ну, это уж совсем милицейский довод. Причем такое отношение абсолютно несправедливо: преступность в среде психических больных вопреки досужим вымыслам намного ниже, чем среди всего населения.