На сегодня более 46 миллионов российских граждан пользуются льготами на бесплатный проезд в городском транспорте, при этом большинство льгот не имеет механизмов финансового обеспечения. И такое положение вещей является одной из ключевых причин убыточности этого транспортного сектора. Перевозки на городском транспорте, как правило, осуществляются за счет дотаций из местных и муниципальных бюджетов. Право на бесплатный проезд имеют более 60 категорий граждан, при этом компенсация затрат на их перевозку восполняется далеко не полностью. Кроме того, по данным Минтранса, около 15-30 процентов пассажиров городского транспорта пользуются поддельными удостоверениями и ни копейки не платят за проезд, что существенно подрывает бюджет муниципальных перевозчиков.
В последнее время разрабатывается комплекс мер по замене льгот по оплате проезда адресными денежными компенсациями. Предлагается отменить бесплатный проезд, при этом предоставляя гражданам, имеющим право на такую льготу, денежную компенсацию. Такой механизм отработан еще не полностью. Но, как отметил А. Колик, соответствующий законопроект уже создан Минтрудом России при участии Минтранса и ряда других ведомств, а также поддержан субъектами РФ и большинством федеральных министерств.
На состоявшемся в сентябре согласительном совещании было решено, что закон может быть введен в действие поэтапно. По словам А. Колика, следующий год будет переходным. И если закон будет принят, то, видимо, удастся найти средства для того, чтобы на примере одного или двух ведомств, сотрудники которых пользуются льготами на проезд, были отработаны реальные механизмы компенсации. В то же время глава Росавтотранса подчеркнул, что в проекте бюджета на 2004 год соответствующие затраты, а это около 11 миллиардов рублей, не предусмотрены.
А. Колик также отметил, что Минтранс готов поддержать любой вариант постепенной отмены льготного проезда. Главное - добиться, чтобы каждый пассажир входил в салон городского транспорта с проездным билетом. При этом безразлично, получил ли он этот билет бесплатно, со скидкой или с полной оплатой. Кроме того, важно наладить строгий учет предоставления льгот и перейти к системе полной компенсации затрат городских перевозчиков за предоставленные услуги.
Между тем на заседании подкомитета по бюджету Госдумы руководитель Департамента оборонного комплекса и правоохранительной деятельности Минфина РФ Ольга Чистова заявила, что с 2005 года финансовое ведомство планирует ввести компенсации за проезд военнослужащих в городском транспорте, отменив соответствующие льготы. По разным оценкам, объем компенсации может составить от 13 до 20 миллиардов рублей. Сейчас обсуждается вопрос о выделении компенсаций из федерального бюджета либо самим военнослужащим, либо транспортным организациям, однако Минфин склоняется к выплате компенсаций непосредственно военнослужащим. В то же время окончательное решение может быть принято только в рамках разграничения полномочий между уровнями власти, отметила О. Чистова.