Интерес, проявленный нашими ближайшими европейскими соседями, к перспективам развития Калининградской области, понятен - лучше иметь под боком хорошего партнера с высокими экологическими стандартами, нежели территорию, где проблем невпроворот.
Возможные варианты развития региона, похоже, сводятся к двум альтернативным вариантам: либо нефтедобыча, либо развитие туризма. Причем и тот, и другой непосредственно касаются Куршской косы - уникального уголка природы, где на намытом веками песке растут корабельные сосны. Хозяев на Куршской косе двое: граница между Литвой и Россией делит на две части и национальный парк, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А потому любой вопрос, связанный с будущим этого заповедника, априори международного звучания.
Добыча нефти на шельфе Балтийского моря - относительно новая перспектива региона. Месторождение Кравцовское, известное в кругах специалистов как Д-6, находится всего в 22 км от Куршской косы. Его разработка может начаться менее чем через год. Вместе с тем предполагаемые запасы нефти, по оценке специалистов, там весьма невелики. Прибыль в виде налогов в бюджет составит около 3 млн. долл. ежегодно в течение примерно 10 лет, а затем не исключено, что добыча нефти начнет падать.
По мнению сопредседателя российской экологической группы "Экозащита" Владимира Сливяка, потери нефти при добыче и транспортировке могут составить около 120 тонн в год даже в том случае, если не произойдет серьезных аварий. Один из примеров того, что может случиться, - нефтяная "атака" на балтийское побережье под Калининградом прошедшим летом, изрядно подпортившая курортный сезон. "РГ" уже писала о нефтяных выбросах, когда, по разным подсчетам, на берег было выброшено от 10 до 40 тонн нефтепродуктов.
Не стоит забывать также еще о том, что месторождение находится всего в семи километрах от государственной границы. А Литва вот-вот станет членом ЕС, и тогда любые тяжбы о компенсациях будут решаться европейскими судами.
Россия до сих пор еще не сталкивалась с подобными проблемами - шельфы вблизи других государств пока не разрабатывались. Однако очевидно, что случись нефтяной разлив на литовской акватории, и нам могут вчинить такой иск, который может перекрыть все финансовые плюсы от разработки Д-6.
Туризм на литовской части Куршской косы процветает: здесь масса частных пансионатов, предлагающих кроме уникальных красот морского побережья отличную рыбалку, грибные и ягодные леса.
Российская часть косы для туристов куда менее доступна. Конечно, освоить ее так, чтобы сохранить в неприкосновенности природу и качать реальный доход, вполне возможно. Но это требует больших инвестиций. Привлечь их, как выяснилось на встрече в Вильнюсе, возможно - при посредничестве ЕС.
Но, по мнению европейских экспертов, совместить туризм и нефть "в одном флаконе" будет крайне трудно.
В последние годы, по неофициальным данным, туристы "привозят" побережью около 50-60 млн. долл. в год.
Фонд развития Калининграда из средств ЕС, о котором сейчас договариваются Россия, ЕС и Литва, может стать эффективным инструментом для привлечения крупных инвесторов. По разным оценкам, инвестиции в туризм могут составить до 100 млн. долл. в течение 5-10 следующих лет.