Саморегулируемые организации

Согласно законопроекту саморегулируемая организация является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей лиц, осуществляющих одну или несколько однородных видов лицензируемой предпринимательской деятельности на рынке финансовых услуг. Саморегулируемые организации создаются посредством реорганизации добровольных объединений (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств, общественных организаций) лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке финансовых услуг, подлежащую лицензированию в порядке, установленном законодательством.

Некоммерческая организация признается саморегулируемой лишь при условии ее соответствия всем установленным в законопроекте признакам и требованиям в совокупности. К числу таких признаков и требований отнесены: объединение в составе СРО в качестве ее участников не менее 10 субъектов предпринимательской или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида (видов), не установлено иное; наличие у саморегулируемой организации опубликованных правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми участниками саморегулируемой организации; наличие у саморегулируемой организации механизмов обеспечения ответственности ее участников перед потребителями.

Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации в некоммерческой организации должны быть сформированы специализированные органы, осуществляющие контроль выполнения правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности участниками саморегулируемой организации и рассмотрение дел о наложении на участников саморегулируемой организации мер ответственности.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с момента включения ее в единый государственный реестр саморегулируемых организаций.

Законопроект определяет также правовой статус СРО, предметы саморегулирования, порядок взаимодействия участников СРО с органами государственной власти и хозяйствующими субъектами, права и обязанности участников СРО, порядок их реорганизации и ведения реестра таких организаций.

Так, одной из функций СРО, отмеченной в законопроекте, определена защита интересов предпринимателей в их отношениях с государством. При возникновении любых конфликтов и споров между федеральным (региональным) органом исполнительной власти и участником СРО противостоять государству от имени данного участника будет сама такая организация. То есть индивидуальное противостояние предпринимателей государству заменяется коллективным противостоянием.

В законопроекте предусматриваются также формы контроля СРО за выполнением ее участниками требований законодательства Российской Федерации и установленных СРО правил и стандартов.