20.10.2003 23:00
    Поделиться

    Мойдодыр пришел в большой бизнес

    Клининговые службы заполняют вакуум на рынке

    Бабушки-уборщицы, или, как их еще называли, технички, - уходят в прошлое. Особенно в крупных городах и солидных офисах. Во-первых, теперь правильное название человека со шваброй - сотрудник клининговой службы. Во-вторых, теперь это, как правило, вовсе и не бабушка, и совсем не пожилой человек, а молодой и здоровый. В-третьих, очень часто высококвалифицированной уборкой помещений занимаются не только женщины, но и мужчины.

    Дело в том, что уровень требований к внешнему виду и текущему состоянию таких помещений, как крупные магазины, офисные здания, культурно-развлекательные центры, вырос до такой степени, что превратил уборку помещений в самостоятельный бизнес - клининг.

    Первоначально в России клининг как услуга со стороны был востребован только представительствами зарубежных компаний, организовывавших свой бизнес в России по тем же правилам, что и у себя на родине. Собственно, именно активный приход в нашу страну зарубежных компаний с их высокими стандартами ведения бизнеса сформировал спрос на услуги клининговых компаний и инициировал развитие этого сегмента рынка услуг.

    Уборка помещений с точки зрения сегодняшнего дня - это в первую очередь умение грамотно обращаться с новыми, высокотехнологичными материалами, которые использовались при создании дизайна помещения, - паркет, ламинат, синтетические напольные покрытия, керамический гранит, специальные виды обоев, в том числе под покраску, металлические - матовые и полированные детали интерьера, например перила лестниц, стекло, шпон ценных пород дерева и многое другое. Почти все вновь построенные коммерческие здания требуют профессиональной уборки.

    Сотрудник клининговой компании должен обладать достаточно высоким профессиональным уровнем, так как без сложной техники, эксплуатация которой требует подготовки и специальных знаний, в этом деле уже не обойтись. Современная уборка немыслима также без специальных средств для чистки тех или иных материалов, причем надо хорошо знать, каких чистящих средств для каких поверхностей. Появилась и новая должность в штатном расписании - менеджер по уборке помещений.

    Клининговый бизнес, безусловно, имеет свои сложности и подводные камни, например сезонные спады или стереотипы клиентов, пугающихся "нетрадиционных" методов уборки и сложных с их точки зрения рабочих атрибутов новых работников, которые к тому же являются "приходящими" сотрудниками, так как состоят не в собственном штате, а в штате клининговой компании.

    Сейчас в московском регионе уже зарегистрировано более 300 компаний, занимающихся уборкой помещений. Почти три четверти из них не имеют долгосрочных контрактов с клиентами или специализируются на отдельных видах уборки и не могут оказывать полный спектр услуг. Большинство таких компаний начинали с мойки окон. Однако примерно 20 компаний располагают достаточным ресурсом, чтобы регулярно участвовать в тендерах на уборку больших офисных зданий и культурно-развлекательных и торговых центров. Такие компании начинались с капиталовложений в сумме примерно 20-25 тысяч долларов и закупки современного уборочного оборудования.

    Рентабельность клининговых компаний оценивается экспертами в среднем на уровне не выше 15 процентов, однако только в Москве этот сегмент рынка услуг оценивается в 100 миллионов долларов в год. Эксперты считают клининговый рынок одним из наиболее динамично развивающихся.

    Перечень услуг клининговых компаний весьма широк, иногда превышает сотню наименований работ и может включать в себя самые неожиданные с точки зрения непосвященного человека услуги. Например, некоторые компании предоставляют своим клиентам в аренду грязезащитные ковры. Такие ковры могут остановить более половины грязи, которую несут на своей обуви сотрудники и посетители с поздней осени до весны. Интересно, что для определения размера грязезащитной зоны на входе используют научные методы. Предлагается так же такая специфическая услуга, как кристаллизация мраморных полов. Это самая дорогая на сегодняшний день услуга. Иногда компании-клинеры предлагают услуги по озеленению помещений и прилегающей к зданию территории, в том числе обслуживание газонов. Некоторые услуги находятся под контролем государственных органов - это борьба с насекомыми и грызунами, а также промышленный альпинизм, который бывает просто необходим при мытье наружной стороны окон в высотных зданиях или при проведении специальной чистки стен зданий, особенно исторических.

    Вообще уборка помещений, видимо, скоро станет делом почти государственной важности. Больше года назад принят новый государственный стандарт на услуги по уборке зданий и сооружений. Справедливости ради следует признать, что далеко не все участники рынка знают о его существовании. А некоторые компании, пользующиеся услугами сторонних клининговых компаний устанавливают собственные стандарты чистоты. Специалисты рассказывают, что есть клиенты, которые устанавливают сто, а то и больше, контрольных точек проверки уборки и ежедневно их контролируют. В случае если число недостатков по контрольным точкам превышает оговоренный в контракте уровень, клининговой компании начисляются штрафы.

    Стоимость услуг клинеров зависит от многих факторов, в том числе от площади помещения, вида обрабатываемых при уборке поверхностей, количества мебели в помещении, уровня грязезащиты на входе, необходимость удаления отдельных пятен, возможности применения механизированной уборки и даже количества работников и посетителей в офисе, торговом зале или служебных помещениях.

    Так что если нового человека встречают по одежке, то нового партнера по бизнесу - по качеству уборки в офисе. В общем, чистота - залог здоровья, в том числе и бизнеса.

    Поделиться