22.10.2003 01:00
    Поделиться

    Кто спасет трактор?

    - Константин Викторович! Создание "Агромашхолдинга" стало самым значительным событием 2003 года в отечественном сельхозмашиностроении. Почему группа "Промышленные инвесторы" решила вместе с красноярским "Сибмашхолдингом" и казахстанским банком "Каспийский" создать единый холдинг именно в этой отрасли?

    - Решение направить инвестиции на развитие отечественного сельхозмашиностроения было принято нами не случайно. Сегодня в России сложился ряд существенных факторов, которые позволяют позитивно оценивать будущее этой отрасли. В стране налицо политическая и экономическая стабильность. Профицитный бюджет позволяет выделять значительные средства на поддержу отечественного сельского хозяйства, в том числе через систему "Росагролизинга". Серьезное улучшение законодательства, определяющего порядок землепользования, подтолкнуло к приходу в сельское хозяйство частного капитала, в том числе и крупного. Все больше промышленных групп, таких, как "Интеррос", начинают проявлять интерес к сельскохозяйственному производству. Известно при том, что износ парка сельскохозяйственной техники достиг очень высокого уровня. Через несколько лет, к 2006 году, мы прогнозируем массовое выбытие отечественной сельхозтехники. Поэтому, несмотря на нынешнее сокращение спроса, мы ожидаем резкий рост объемов продаж уже в ближайшей перспективе. Все эти факторы делают сельхозмашиностроение очень интересным бизнесом. Мы уверены, что спрос на нашу технику будет расти довольно высокими темпами... И для того чтобы решить "проблему 2006 года", отечественным машиностроителям надо объединять свои усилия. Именно для этих целей и был создан "Агромашхолдинг".

    - Поясните, пожалуйста, что вы подразумеваете под "проблемой 2006 года"?

    - Об этой проблеме на совещании в Новосибирске, которое проводил премьер-министр Михаил Касьянов, говорил президент "Агромашхолдинга" Юрий Коропачинский. Дело в том, что, по расчетам специалистов, в 2006 году начнется массовое выбытие из строя последних сельхозмашин, выпущенных в советскую эпоху. Произойдет это потому, что техника физически не способна работать более 15-17 лет. Это объективный процесс, и хозяйства в странах бывшего СССР будут вынуждены либо резко сократить посевные площади, либо увеличивать закупки новой техники. Этой осенью мы ждем рассмотрения данного вопроса на заседании Правительства РФ.

    - Почему "Промышленные инвесторы" начали сотрудничать именно с "Сибмашхолдингом"?

    - Мы считаем, команда менеджеров "Сибмашхолдинга" доказала свою способность эффективно работать в этой отрасли. Например, за те 5 лет, что она работает на Красноярском заводе комбайнов, предприятие не только преодолело все последствия былого кризиса, но и заняло лидирующие позиции в своей отрасли.

    Если в советские времена на долю КЗК приходилось 20 процентов продаваемых в стране комбайнов, то в 2002 году его доля составляла уже 45 процентов, а по итогам 2003 года, по мнению экспертов, КЗК по производству комбайнов выйдет на первое место. Думаю, красноярская команда сегодня является наиболее профессиональной в этой отрасли, поэтому мы и решили объединить наши усилия именно с ней.

    - Какие активы сформируют ядро агромашиностроительного холдинга?

    - Системообразующими предприятиями холдинга, безусловно, являются Красноярский завод комбайнов и Волгоградский тракторный завод. При этом управленческие и бизнес-схемы, успешно работающие на КЗК, будут постепенно внедряться на всех предприятиях холдинга. Мы постараемся вывести все предприятия холдинга на общий высокий уровень, не разделяя их на лидеров и аутсайдеров.

    - Правда ли, что "Промышленные инвесторы" приобрели 52 процента акций КЗК, как об этом сообщали средства массовой информации?

    - Эта информация не соответствует действительности. Еще весной, когда мы объявили о создании "Агромашхолдинга", мы договорились, что "Промышленные инвесторы" и нынешние собственники "Сибмашхолдинга" будут на паритетных правах, то есть в равных долях владеть активами нового холдинга. Объединение на паритетных началах в нашем случае предполагает взаимный обмен, конвертацию акций предприятий, принадлежащих сторонам; также возможны дополнительные инвестиции в холдинг с одной либо с другой стороны. Но наше партнерство абсолютно равноправное, поэтому в одних руках никак не может оказаться доля в 52 процента.

    - Что вы будете делать, чтобы занять лидирующие позиции на рынках?

    - И ВгТЗ, и КЗК сегодня лидеры в своих сегментах. Но удержание лидерства требует серьезных усилий, в том числе инвестиционных. Мы намерены вкладывать значительные средства в модернизацию предприятий, разработку новой техники, оптимизацию управления, развитие дилерской сети. Причем это будут как наши собственные, так и заемные средства. Например, уже сегодня в переоснащение КЗК вовлекаются средства такой известной в мире компании, как "Даймлер-Крайслер" -

    4,5 миллиона евро в этом году и 80 миллионов евро в течение последующих 7 лет.

    - Как вы оцениваете перспективы сборочного производства "Енисеев" на Украине?

    - Ситуация с обновлением парка техники на Украине еще острее, чем в России. Здесь в ближайшем будущем потребуется большое количество новых комбайнов и тракторов. В этом году "Промышленные инвесторы" вместе с КЗК открыли сборочное производство в Орле, обеспечив комбайнам "Енисей" территориальную близость к украинскому рынку, и таким образом улучшили их конкурентоспособность. Когда же наши комбайны начнут собираться в Харьковской области, а эти планы уже реализуются, они не просто станут "своими" в Украине, но и, по мнению специалистов, окажутся более привлекательными, чем продукция конкурентов как по качеству, так и по ценовым параметрам. Мы также рассчитываем, что в случае успеха сборочного проекта в Украине, в "Агромашхолдинг" войдут и украинские машиностроительные предприятия.

    - Сейчас обсуждается несколько проектов организации сборки на территории России комбайнов зарубежных марок. Какова их ниша, и представляют ли они угрозу отечественным комбайностроителям?

    - Сегодня отечественные и западные марки сельхозтехники относятся к разным сегментам рынка - слишком большая разница в цене. У них разные потребители. При этом, просто наладив "отверточную" сборку комбайнов иностранных марок в России, сделать их заметно дешевле не удастся. Думаю, что западная техника все равно будет оставаться для большинства хозяйств слишком сложной и слишком дорогой. С другой стороны, надо понимать, что в 2003 году импорт комбайнов в натуральном выражении составит всего около 10 процентов, а в денежном - около 50. Поэтому открытие сборочных производств "Клааса" или "Джон Дира", безусловно, будет способствовать продвижению этих марок на рынке и оттянет в пользу иностранной техники заметные деньги с этого рынка.

    Единственную возможность техники сегодня противостоять западным корпорациям я вижу в объединении наиболее сильных предприятий-производителей сельхозтехники, привлечении серьезных денежных ресурсов, и, что очень важно, никак не обойтись без протекционистской политики государства, хотя бы на текущем краткосрочном этапе, в поддержке отечественного производителя. Нужно время, чтобы сельскохозяйственное машиностроение окрепло.

    - В последнее время конкуренция на рынке обостряется, в том числе и среди производителей России и стран СНГ. Как вы планируете выстраивать отношения со своими конкурентами?

    - Хотелось бы, чтобы конкуренция была честной и открытой, с соблюдением правил деловой этики. Считаю недопустимой конкуренцию любыми средствами, когда используются "черный PR", подметные письма, клевета либо еще более агрессивные методы. У нас в компании есть правило: сначала всегда нужно пытаться договориться, обсудить ситуацию за столом переговоров, попытаться найти общий язык. Необходимо согласовывать определенные правила игры и затем жестко следовать им.

    Поделиться