Ровно три года понадобилось на то, чтобы протест челябинского прокурора, оспаривающий положения областного закона "О бюджетном устройстве", дошел до Конституционного суда. Слушания уже состоялись, вердикт, как ожидается, последует через несколько недель. А в маленьком селе снова ожила история семилетней давности, когда хомутининцы первыми в области попытались реализовать закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Село Хомутинино с населением 1700 человек стало муниципальным образованием в 1996 году. Местный совет и глава поселкового муниципалитета Иван Болтушенко и первыми в Челябинской области, обогнав все крупные города, зарегистрировали Устав муниципального сельского образования. Начали рисовать собственный герб, за что были подняты на смех районными властями. Даже газету свою учредили - "Хомутининский вестник". Но поскольку любая самостоятельность должна стоять на прочных финансовых ногах, основным препятствием на пути хомутининских утопистов стали сложившиеся межбюджетные отношения.
Село Хомутинино - всего лишь одно из муниципальных образований, входящих в состав Увельского района. Одно из многих, но и одно из самых богатых: на его живописной территории расположены известный санаторий "Урал", два профилактория и некогда процветавший колхоз-миллионер "Куйбышево". А если богатый санаторий расположен на нашей земле, рассудили хомутининцы, значит, и налоги он должен перечислять в муниципальный бюджет, а не в район. По словам Ивана Болтушенко, тем самым хомутининцы всего лишь реализовывали заложенные в Конституции нормы:
- Закон о местном самоуправлении предоставил поселковым образованиям возможность быть самостоятельными "в пределах своих полномочий". Однако наша инициатива была принята в штыки и районными, и областными властями. Фраза губернатора Петра Сумина, назвавшего нас "двухсарайным парламентом", стала крылатой.
- Инициатива Болтушенко - это палка о двух концах, - размышляет Михаил Суслов, директор сельской школы, депутат сельсовета. - С одной стороны, собственный бюджет никому не лишний. А с другой стороны, если мы окажемся в равных партнерских отношениях с районными властями, придется порождать новую управленческую структуру, тратить дополнительные деньги.
Однако глава Увельского района Анатолий Литовченко отпускать мятежное Хомутинино в вольное плавание и не собирался. Руководимый им район - сельскохозяйственный, дотационный. Только 40% в 100-миллионном бюджете - собственные деньги, остальные поступают в виде дотации из областного центра. Острый дефицит серьезных налогоплательщиков.
- С 1 января 2006 года начинает действовать новый закон "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", вот тогда нам все и станет понятно, - говорит Анатолий Литовченко. - А Болтушенко при отсутствии законов начал переворачивать нынешнюю ситуацию. Сегодня в области выстроена система бюджетной обеспеченности: есть областной бюджет, есть фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Рядом с Хомутинино есть другое муниципальное образование - Мордвиновка. Там нет таких уникальных природных ресурсов и санатория, а люди должны как-то жить. Мы же не можем сегодня в одном селе сделать зарплату учителей 10 тысяч рублей, а в другом - сто.
Противостояние с районным и областным руководством продолжалось несколько лет, а своего бюджета у хомутининцев так и не появилось. Камнем преткновения стал принятый Законодательным собранием областной закон "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе на территории Челябинской области". По сути он делегировал администрациям районов право распоряжаться бюджетными средствами муниципалитетов, находящихся на их территории. Налоги, собранные на земле сельского муниципалитета, поступают в районный бюджет, а бюджет сельского муниципального образования включается в районный по принципу матрешки.
Бесконечные баталии сельсовета с вышестоящими властями в конце концов надоели и самим хомутининцам. В конце 2000 года селяне избрали на должность главы сельского муниципального образования Надежду Воронову. Внешне отношения между поселковыми и районными властями установились вполне рабочие. А вот многочисленные проблемы глухого уральского села остались прежними. Вот уже 12 лет в Хомутинино тянут газ. В разные годы газификацией безуспешно пытались заняться уже три сельские главы. Пыльные грунтовые дороги состоят из сплошных колдобин и ухабов. В тесных кабинетах сельской школы при норме 190 человек учатся в две смены 250: "пробить" в районе средства на сооружение пристройки никак не удается. Со всеми этими проблемами пришлось столкнуться депутату сельсовета, генеральному директору санатория "Урал" Галине Селяниной: этим летом она полтора месяца исполняла обязанности главы муниципалитета.
- Мы не ввязываемся в конфликты. Но денег все равно катастрофически не хватает. Два года районная администрация не подписывала договор на водоснабжение деревни - люди пользовались колодцами. В 2002 году на хозрасходы дали 37 тысяч рублей: это и на автобусы для детей из отдаленных деревень, и на ремонт дорог, и на дезинфицирующие средства... Главе поселка приходится каждую неделю выпрашивать у района по нескольку тысяч рублей. Говорят "Изыскивайте!" Так что если Конституционный суд подтвердит право поселковых муниципалитетов иметь собственный бюджет, я буду это только приветствовать.
"Хомутининское дело" пролежало в Конституционном суде России три года. В прокуратуре Челябинской области, написавшей протестное письмо на областной Закон "О бюджетном устройстве", по-прежнему настаивают на том, что документ противоречит федеральным законам. Отзывать его, как заявила начальник отдела по надзору за соблюдением закона в социальной сфере прокуратуры Челябинской области Галина Баланина, не собираются.
Вся беда хомутининцев в том, что грандиозную перекройку всей системы местного самоуправления они затеяли за десять лет до вступления в силу теперешнего Закона. Сегодня "верхи" к реформе готовы. С "низами" все сложнее.