Тему местного самоуправления недавно обсуждали и участники "круглого стола" под эгидой фонда "Единство во имя России". Модератор дискуссии известный политолог Вячеслав Никонов, открывая заседание, с ноткой ностальгии вспомнил: 10 лет назад во время Конституционного совещания идею закрепить в Основном Законе России некие местные структуры, независимые от государственной власти, впервые высказал Сергей Алексеев. Коллегам она показалась тогда "труднопредставимой". Впрочем, сложностей органам МСУ хватает и сейчас: их государственные обязанности несоразмерны финансовым возможностям и этот узел противоречий не удалось разрубить даже комиссии Дмитрия Козака - "отца реформы МСУ".
Президент Конгресса муниципальных образований РФ, бывший вице-премьер Олег Сысуев подготовил для "круглого стола" объемистый доклад. Но, оставив теорию бумаге, говорил с позиций практика. Тем более что, по собственному признанию, когда-то "сам с удовольствием попирал местную демократию" будучи мэром и главой горсовета. Сейчас, по его наблюдениям, "если хочешь испортить настроение представителю любой элиты - поговори с ним об МСУ. А хочешь увидеть скуку на лице обычного собеседника - сделай то же самое". По мнению Сысуева, огромное количество проблем, связанных с местным самоуправлением, коренится в глубинном и глубоком недоверии "элиты" к населению, несмотря на то что при каждом удобном случае представители власти разглагольствуют о демократии. Особые надежды в связи с этим муниципалы возлагают на Президента - гаранта их конституционных прав (по словам Сысуева, глава государства, возможно, впервые встретится с ними лично 11 ноября на расширенном заседании Конгресса).
Сысуев признает, что новый закон смог ликвидировать многие недостатки своего предшественника образца 1995 года. И все-таки он остается "обоюдоострым": с его введением МСУ осталось без финансовых и экономических основ. Если денежная "удавка" окажется слишком тугой, оно просто задохнется и умрет, напоследок спровоцировав отчаянные конфликты населения с местной властью. А дели не дели полномочия - все равно они останутся "черной дырой для бюджетных денег".
Максим Дианов, гендиректор Института региональных проблем, пророчит новому закону большие трудности при попытках его реализовать. Конфликты, считает он, возникнут везде: при изменении границ муниципальных образований, при отмене ряда имеющихся сейчас льгот, например для муниципальной милиции, при "излишней нагрузке" на малый и средний бизнес. Скажется и кадровый голод: не случайно из 1093 российских городов только 519 имеют самостоятельную власть. "Возможны массовый отказ от полномочий и передача их наверх", - считает Дианов.
Присутствовавшие на "круглом столе" "делегаты с мест" - руководители органов местного самоуправления из Калужской области, Саранска и Тулы - довели до сведения экспертов, что не смогут избежать конфликтов с властями более высоких уровней. К 2007- 2008 гг. противостояние может стать достаточно острым.
Олег Сысуев своих коллег тут же поддержал. Правда, конфликты при защите интересов рядовых граждан он считает главным завоеванием нового закона - именно так, по его убеждению, и формируется гражданское общество. Сначала появляются "родные городские сумасшедшие", которые ходят по дворам пешочком (в малых городах не то что на "Волге" - на трамвае не поездишь) и отвечают на вопросы возмущенных сограждан. А потом те же слова переадресовывают районному начальству и выше... Ряд участников дискуссии (например, "зашедший послушать" ее политолог Андраник Мигранян) тезис насчет гражданского общества раскритиковал: "С чего вы взяли, что эта модель вообще будет работать? Создавать государственные структуры "на вырост" - это обречь их на то, что они заведомо не будут работать и попадут под огонь критики".
Сошлись на универсальном тезисе: "Поживем- увидим". Времени пока хватает.