- Республика Беларусь является одним из ключевых торговых партнеров России в ее внешней торговле, стабильно занимая второе место после Германии. За истекшие январь - август товарооборот между нашими странами уже возрос на треть. Ожидается, что по итогам нынешнего года он составит 12 миллиардов долларов США. Неужели это и есть пресловутая "патовая ситуация" в союзном строительстве? Полагаю, нет нужды подробно информировать о высоком уровне белорусско-российского взаимодействия в военной сфере, полном совпадении наших подходов на международной арене, результатах формирования единого социально-правового поля для граждан Беларуси и России... Считаю, что достигнутый уровень взаимопонимания и доверия между главами наших государств не требует каких-то дополнительных официальных оценок: белорусский и российский лидеры неоднократно публично заявляли о своем стремлении совместно, подчеркиваю - совместно, формировать модель наших партнерских отношений на долгосрочную перспективу.
Последнее заседание Высшего Госсовета отнюдь не явилось рядовым мероприятием, просто пополнившим хронологию нашей интеграции. Напомню, наряду с принятием решений по всем известным вопросам повестки дня стороны решили в октябре - ноябре обсудить на уровне заинтересованных ведомств Беларуси и России ряд экономических аспектов нашего взаимодействия (к примеру, возможность отмены российской стороной таможенного контроля на наших границах в отношении товаров третьих стран). Необязательно быть профессиональным политологом либо экспертом-экономистом, чтобы прийти к выводу: политических разногласий между официальными Минском и Москвой нет, а существующие нерешенные вопросы (прежде всего в валютной и топливно-энергетической сферах) носят межведомственный, то есть технический характер.
Известно, что любой переговорный процесс изначально предполагает различия в позициях его участников, выбор между несколькими, нередко взаимоисключающими вариантами. Нынешняя ситуация на нашем интеграционном поле отнюдь не является признаком некоего "цейтнота", как это поспешили представить некоторые СМИ. Наоборот, она указывает на продолжение активного, заинтересованного рабочего процесса, участники которого (будь то представители "Белтрансгаза" и "Газпрома" либо руководители Нацбанка Беларуси и Центробанка России), выверяя оптимальную стратегию дальнейших действий, ведут диалог, рассматривают все возможные варианты, сверяют и координируют свои позиции. Так называемым "цейтнотом" была бы консервация бездискуссионной ситуации. А сегодня мы вплотную вышли на четкое, более предметное согласование обеими сторонами национальных интересов.