Наши соотечественники занимаются предпринимательством по всему земному шару, чувствуя себя достаточно комфортно в неприветливых волнах мирового бизнеса. Подобная деловая активность, конечно, невозможна без всевозможных споров между деловыми партнерами. Как следствие все более частыми становятся судебные процессы за пределами России, главными действующими лицами в которых оказываются наши соотечественники. Известно, сколь отличается наша культура поведения в суде от наработанных веками норм и правил, незыблемых во дворцах Фемиды западных государств. А поскольку россияне привлекаются там к даче показаний, уместно будет рассказать, что светит за лжесвидетельство в разных странах.
В истории славного своими традициями британского правосудия самым суровым приговором за лжесвидетельство до недавних пор считались четыре года тюремного заключения. Именно к такому сроку несколько лет назад был приговорен некий политический деятель. Однако стоило покопаться по архивам, как выяснилось, что это еще не "полная катушка": давным-давно один частный детектив сел аж на пять лет за дачу ложных показаний на бракоразводном процессе. "Если бы не семейное положение обвиняемого, - милостиво изрек выносивший сей "мягкий" приговор судья, - его следовало бы засадить за решетку пожизненно..."
В последние несколько лет, судя по статистике, на Британских островах разбирается в среднем по два с половиной миллиона уголовных и гражданских дел, по которым без малого семь миллионов человек дают свидетельские показания под присягой. В 1999 году (более свежих данных пока нет) за лжесвидетельство были осуждены 114 человек. Будем считать, что все остальные из семи миллионов говорили правду, только правду и ничего, кроме правды.
Впервые закон против клятвопреступников, предусматривавший тюрьму и штраф, появился в Англии еще в 1563 году. Неспособного заплатить штраф преступника взамен выводили на людную площадь и прибивали за уши к позорному столбу.
Можно, конечно, ужасаться средневековому варварству. Впрочем, также без колебаний можно причислить лжесвидетельство к самым что ни на есть тяжким преступлениям. Оно может обернуться осуждением невиновного и развязать руки истинному злодею, законопослушные граждане могут лишиться денег, работы и жилья. Древние римляне бросали клятвопреступников с утеса, а греки метили их позорным клеймом.
Не церемонятся с лжесвидетелями и в современной Франции. Этот грех карается вплоть до семилетнего срока заключения и шестизначными штрафами. При этом в уголовном кодексе республики очень подробно прописан спектр правонарушений, подпадающих под категорию "лжесвидетельство". В то же время "лжесвидетель освобождается от наказания, если он добровольно отказался от своих показаний до вынесения окончательного решения по делу".
"Кто, участвуя в процессе в качестве свидетеля, эксперта, переводчика или устного переводчика, дает ложные показания по делу, предоставляет неверные данные осмотра или ложное заключение экспертизы или неверно переводит, наказывается каторжной тюрьмой на срок до пяти лет или тюремным заключением", - несколько монотонно и старомодно, но зато вполне однозначно гласит швейцарский УК.
Любопытно, что, оговаривая различные случаи лжесвидетельства, - "под клятвой или скрепленного рукопожатием" - правосудие Швейцарии определяет в качестве наказания либо каторжную тюрьму, либо тюремное заключение сроком приблизительно вдесятеро меньшим, чем каторга. Вот вам и парадоксальные, по российскому разумению, особенности национального лжесвидетельства.
Наверное, наших российских читателей не может не интересовать, как обстоят дела в Швеции, поскольку стокгольмский международный арбитраж традиционно указывается как место разбирательства по очень многим контрактам, о которых говорилось выше.
Так вот шведы тоже по достоинству "оценивают" ложь под присягой: от шести месяцев до восьми лет тюрьмы. Надо сказать, что в этой стране следует быть особенно аккуратным и осмотрительным: в определенных случаях лжесвидетельством может быть признано даже заявление о своих предположениях или высказанные в качестве личного мнения слова.
Тяжесть такого преступления, как лжесвидетельство, становится особенно очевидной с точки зрения шведского правосудия, если упомянуть, например, что за непреднамеренное убийство или оскорбление действием в этой скандинавской стране грозит до двух лет лишения свободы.
При этом россиянину, как и любому другому иностранцу, исказившему либо скрывшему факты в шведском суде, не делается ровно никаких скидок. Как говорится, незнание шведского законодательства не освобождает...
Не считается детской шалостью лжесвидетельство и на хорошо знакомом каждому уважающему себя россиянину Кипре. На острове Афродиты клятвопреступление карается сроком до семи лет тюрьмы, и вряд ли кто-нибудь согласится по собственной воле променять пару недель отдыха на Кипре на куда более длительный вид на море в клеточку. Впрочем, от сумы и тюрьмы, как известно, не зарекаются.