Итак, что же показала перепись и как она аукнется для регионов и конкретных граждан? С этими вопросами мы обратились к начальнику управления переписи населения и демографической статистики Госкомстата России Ирине Збарской.
- Получив предварительные итоги переписи, мы увидели, что они значительно расходятся с данными текущей статистики. Вы уже знаете: в России на 1,8 миллиона человек оказалось больше. Это не учитываемая статистикой международная миграция, а точнее, миграция из стран СНГ, - считает Ирина Збарская. - Таков общий результат по стране. А по регионам ситуация очень разная. Есть отклонения от текущей статистики как со знаком "плюс", так и со знаком "минус". Минус - во всем Дальневосточном регионе, по всему Северу и в Сибири. Плюс - на Юге, более всего в Ставропольском и Краснодарском краях, а также в Москве и Московской области.
Для самих статистиков такой расклад не стал неожиданностью. Дело в том, что в полном соответствии с российским законодательством, не нарушая ничего, человек может иметь постоянную регистрацию по месту жительства (то, что раньше называлось пропиской) в одной точке страны, а фактически жить по временной регистрации в любой другой. И на здоровье, как говорится. Мы свободные люди свободной страны. В чем же проблема?
Место временного пребывания нередко по существу становится постоянным, ведь регистрация может продлеваться при желании сколько угодно. Человек уехал, скажем, с Сахалина, но оставил там за собой квартиру, купил домик где-нибудь в Ставрополье, тоже в полном соответствии с российским законодательством, и спокойно там живет. Пенсия, если человек пенсионер, идет на Сахалин, а получать ее можно где угодно, в любой сберкассе страны - достаточно оформить соответствующее распоряжение.
Ирина Збарская рассказала о своей поездке на Камчатку во время переписной кампании:
- Поселок совхоза "Октябрьский". Типичный населенный пункт полуострова. По данным паспортного стола, в поселке прописаны 4 тысячи человек, а фактически проживают... 200 человек. Здесь был рыболовецкий совхоз, который занимался добычей крабов, рыбы, производством икры. Когда все пришло в упадок, люди оттуда стали уезжать, но не выписываются, потому что там - зона отселения. Вот люди и ждут жилищных сертификатов на большой земле. Честно говоря, картина тяжелая: стоят дома без крыш, там фильм "Сталкер" можно снимать.
Если бы речь шла об отдельных, забытых Богом населенных пунктах, быть может, стоило бы об этом просто умолчать - людям там и без нашей правды живется очень трудно. Да и тем, кто уехал, не намного легче, ведь большая часть жизни, здоровье оставлены там, в суровых краях, где совсем не зря придумали и районные коэффициенты, и раннюю пенсию. Но дело как раз в том, что исход населения приобрел уже серьезные масштабы. По данным переписи, некоторые регионы потеряли таким образом до 30 процентов населения. Более всего - Чукотка, Камчатка, Сахалин, Приморский, Хабаровский края. Но эти люди не исчезли вовсе, они перебрались в более подходящие для жизни места. Наиболее привлекательными как для внешней, так и для внутренней миграции оказались Юг и Центр страны. Значит, в этих регионах идет дополнительная нагрузка на социальную сферу.
Грубо говоря, схема такая: Минфин, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) направляют деньги "мертвым душам" на ту же Камчатку, а Ставропольскому краю средств не хватает. Ведь опять же, в соответствии с законом, человек имеет право получить полис ФОМС в одном месте, а пользоваться им где угодно.
После заседания Правительства 24 апреля, когда рассматривались предварительные итоги переписи, Госкомстат скорректировал текущую оценку численности населения по регионам с учетом результатов переписи. Уточненная оценка передана в Минфин, который использовал ее при верстке бюджета-2004. Главы поредевших регионов не на шутку забеспокоились, начали слать в Минфин и Правительство письма, в которых пытались доказать, что Госкомстат не прав. Вот-де данные Пенсионного фонда, Фонда ОМС, паспортных столов - у нас народа гораздо больше, просто не все переписались. Попытки переубедить Правительство продолжаются и сейчас. Но, увы, единственным в данном случае документом для Минфина (бюджетообразующим показателем) является оценка численности населения Госкомстатом.
Кстати, после окончания переписи председатель Госкомстата Владимир Соколин на "Деловом завтраке" в "РГ" заявил, что, если кому-то из руководителей губернии или города не понравятся итоги переписи, пусть обращаются в суд. Однако в суд недовольные не идут. Наивный вопрос: почему?
Чтобы в будущем все было точно, чтобы максимально эффективно планировать нашу жизнь и наш бюджет, необходимо, убеждены статистики, совершенствовать систему учета наших сограждан. Поэтому на последнем заседании межведомственной комиссии по миграционной политике Госкомстат предложил, как технически это сделать.
- Мы считаем, что необходимо наладить статистический учет не только тех, кто меняет постоянное место жительства (это есть), но и зарегистрированных по месту пребывания как бы на время, - поясняет Ирина Збарская. - Видимо, не стоит отслеживать перемещения на короткое время. У нас критерием постоянного проживания был принят один год. Вот мы и предлагаем: если человек прожил на временном месте год и не уезжает, следует учитывать его уже в численности данного населенного пункта данного субъекта Федерации. Для этого необходимо органам внутренних дел заполнить листок статучета мигрантов и передать в органы статистики. Для гражданина - никаких дополнительных хлопот. Конечно, появляется некоторая дополнительная нагрузка на паспортные столы, но вопрос с МВД мы уже принципиально решили. Сейчас идет внутриведомственное согласование поправок в Инструкцию о применении правил регистрации на территории РФ. Надеемся, уже в самое ближайшее время мы сможем навести порядок в учете.
Между тем
В Департаменте межбюджетных отношений Минфина, где определяется размер трансфертов, подтвердили: "Мы берем за основу данные Госкомстата. На этот раз - данные переписи. Действительно, были попытки дать нам какие-то другие данные из регионов, но мы их даже не будет рассматривать".
Впрочем, на наши вопросы, кому и сколько "урежут" в связи с сокращением количества "едоков" в провинциях, финансисты не сказали ничего конкретного: в разных регионах, дескать, совершенно разная ситуация, кому-то теперь, может, еще и добавить придется.
А вообще-то ситуация достаточно серьезная, поскольку большинство регионов России - дотационные, общий размер трансферта напрямую зависит от количества жителей. И потому споры вокруг бюджета 2004 года, вроде бы уже прошедшего через Думу, только еще начинаются, и в Совете Федерации, выражающем интересы регионов, вполне возможны еще значительные коррективы.