Отношения между поставщиком электроэнергии и потребителем регулируются статьей 539 Гражданского кодекса РФ:
«По договору электроснабжения снабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю)... энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...».
А также п. 1 статьи 539 ГК РФ:
«Качество подаваемой... энергии должно соответствовать требованиям, установлен-ным государственными стандартами...».
Пункт 2 этой же статьи гласит:
«В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии».
Отношения между энергетиками и гражданами оформляются письменным договором. Как правило, его заключают в структурном подразделении — «Энергосбыте». Если у потребителя нет на руках договора, считается, что договор заключен автоматически в момент выдачи абоненту книжки или счета за электроэнергию.
Практика показывает, что монополисты, пользуясь своим положением, часто не выполняют обязательств перед потребителями. Во многих цивилизованных странах созданы механизмы борьбы с этим злом. В России с этим сложнее. Но не все так безнадежно. Жители Южно-Сахалинска добились больших компенсаций за сгоревшую бытовую технику. Эта история началась в январе нынешнего года.
— Прошлой зимой в один из дней я вернулась домой около 16 часов, — рассказывает пенсионерка Мара Краславская. — Обычный день, не было ни сильного мороза, ни мете-ли. Когда зашла в подъезд, неожиданно стали лопаться лампочки на лестничной клетке. Уже в квартире заметила, что свет горит как-то необычно ярко. Сначала лопнула лампочка в прихожей, потом на кухне. Я от испуга выключила холодильник: поняла, что в сети напряжение больше, чем нужно. В подъезде в это время проводка уже гудела...
Потом почувствовала запах гари и увидела, что дымится видеодвойка.
Я отключила все электроприборы, попыталась предупредить соседей (хотя это было бесполезно, так как люди были на работе) и стала звонить. В ЖЭУ отмахнулись: не наше! Через час смогла дозвониться до диспетчера городских электрических сетей. Пообещали приехать, правда, десять раз оговорились, что поломка может быть не на их сетях... Но в этот день так и не приехали. Пришлось позвонить дежурному в областную администрацию, и только поздно вечером приехали аварийные машины. Отключили рубильник на столбе, но энергия в дом продолжала поступать. А бригада, не разобравшись, в чем дело, уехала. Еще одна ремонтная бригада приехала к обеду на следующий день. Но и она ничего не сделала. И только к вечеру 30 января у нас появились люди из «Сахалинэнерго» и нашли причину: оказалось, что пробило кабель, но энергия в наш дом продолжала поступать.
Перед тем как ремонтники уехали, я подробно расспросила старшего бригады, что случилось. Он мне и сказал, что кабель поврежден, скорее всего, от старости, так как до этого никаких раскопок около дома не было и повредить его не могли. И в том, что произошло, виноваты сами энергетики...
Во время этой аварии в моей квартире сгорели видеодвойка и магнитофон. А у соседей испортился компьютер, музыкальный центр и дорогой телевизор.
Я считаю себя человеком грамотным, поэтому в первую очередь внимательно прочла договор с «Сахалинэнерго». В нем как раз и написано, что энергетики обязаны поставлять мне электроэнергию определенного напряжения. В данном случае этот пункт договора был нарушен. И я, говоря юридическим языком, понесла материальный ущерб. Тогда я и мои соседи решили побороться за свои права и попробовать вернуть деньги за испорченное имущество.
Через несколько дней после того, как мы отремонтировали технику (хотя многие вещи — например, компьютер у соседки — ремонту уже не подлежали), отнесли заявление в юридическую службу «Энергосбыта». Описали ситуацию, указали сгоревшую технику и потребовали возместить деньги. К заявлению приложили квитанции об оплате из мастерской и заключение мастеров о технике, которая из-за скачка напряжения испортилась. И стали ждать.
Почти через два месяца получили письменный ответ из комиссии «Сахалинэнерго», в котором говорилось, что виновной стороной является ОАО «Сахалинэнерго» и о возмещении ущерба нам будет сообщено дополнительно.
Единственное, что мы поняли, — виноваты сами энергетики.
Позже узнали, что в этом огромном ведомстве подобными делами занимается только один человек — секретарь комиссии! И когда она уезжает в командировки, ее обязанности никто не выполняет... Еще через два месяца, 16 мая, пришло второе письмо: «Для рассмотрения вопроса о возмещении ущерба, причиненного перепадом напряжения 28 января 2003 года, просим вас предоставить в ОАО «Сахалинэнерго» паспорта на поврежденную бытовую технику». Мы предоставили...
Прошло еще два с половиной месяца. Наконец получаем ответ:
«ОАО «Сахалинэнерго» удовлетворило вашу претензию на некачественное электроснабжение 28.01.03г. (перенапряжение в сети) и возмещение вам нанесенного материального ущерба».
Нам указали адрес, куда идти за возмещением ущерба. Однако там нам сказали, что вину признают, но платить не будут, потому что денег нет. И предложили не оплачивать электроэнергию, пока не погасится наша компенсация. В общем она составила около 60 тысяч рублей — это моя сумма ущерба и моих соседей. На этот вариант мы не согласились и продолжали требовать компенсацию. Однако и через месяц обивания порогов результат оставался нулевым. Поэтому в сентябре мы вновь обратились в головную контору — «Сахалинэнерго».
Надо сказать, что пробиться к чиновникам этого ведомства практически невозможно: нас не только не хотели соединять с начальником по телефону, но даже на вахте не пропускали! Потом я услышала, что в «Сахалинэнерго» сменилось руководство. Мне удалось поговорить с новым начальником по телефону. После того, как я пригрозила обратиться в суд, он пообещал заплатить деньги.
Честно говоря, мы уже не надеялись что-то получить. Но в конце сентября услышали, что в «Сахалинэнерго» будет проводиться «прямая линия». Я позвонила, и самый высокий начальник в присутствии многочисленных свидетелей — участников «прямой линии» и журналистов — во всеуслышание приказал «Южным сетям» вернуть нам наши деньги. 6 октября я наконец получила свои 1610 рублей. А моей соседке (ей «Сахалинэнерго» должно выплатить 55 тысяч рублей) пообещали позвонить дополнительно...
Таким образом, тяжба с энергетиками длилась почти девять месяцев — и пока не закончилась. Но, как выяснилось, существует более надежный и быстрый способ не только вернуть потерянные деньги, но и получить компенсацию морального вреда в связи с отключениями электроэнергии. Этот способ — обращение в суд.
— Получить денежную компенсацию за испорченную в результате перепадов напряжения электротехнику можно и через суд, — рассказала нам в управлении судебного департамента при Верховном суде РФ в Сахалинской области Татьяна Родина. — Для этого необходимо:
1. Составить исковое заявление. В нем указать причину поломки (перепады напряжения), точное время события, виновную сторону и свои требования к ответчику — оплатить стоимость испорченной бытовой техники.
2. К иску приложить письменное заключение специалиста из ремонтной мастерской, куда вы обращались по поводу ремонта испорченной техники, и квитанцию об оплате услуг мастера.
Если техника после скачка напряжения ремонту не подлежит, мастер должен составить дефектную ведомость или акт экспертизы — это официальные документы о порче. Так как составление дефектной ведомости — платная услуга, также сохраните квитанцию об оплате и приложите ее к исковому заявлению.
Надо отметить, что суд рассматривает около двух десятков подобных заявлений в год. Как правило, решение выносится в пользу истца, то есть пострадавшего человека. Срок рассмотрения таких дел обычно составляет два месяца.
Подобный иск можно будет подать и мировому судье. Мировые судьи рассмотрят такие дела быстрее — как правило, в срок не более месяца.
В суд можно обратиться не только за компенсацией материального ущерба, но и в том случае, если вы считаете, что отсутствие электроэнергии причинило вам моральный вред. Например, из-за хронического отключения света хозяйки не могут приготовить обед и постирать, ученики не в состоянии делать уроки.
Различного рода внутренние причины, на которые ссылаются энергетики, не считаются законным основанием для отключения электричества. С точки зрения закона, необходимость ремонтных работ и сбои изношенного оборудования — это проблемы самих энергетиков, а никак не потребителей, ежемесячно оплачивающих эти услуги. Все аварийные ситуации руководители должны предвидеть и устранять вовремя, не доводя до отключений. И даже публикуемые в прессе графики плановых отключений не могут служить оправданием, так как эти действия являются незаконными.
Гражданин, который считает, что в период отсутствия электроэнергии пострадал мо-рально, может подать исковое заявление, в котором четко указать, какие именно нравственные страдания он перенес в период отключения света.
Для примера приводим дело гражданина К., рассмотренное Южно-Сахалинским го-родским судом.
В суд обратился житель областного центра с заявлением, в котором просил компенсировать моральный вред, причиненный неправомерными действиями ОАО «Сахалинэнерго».
В заявлении К. указал, что в течение трех последних лет в его квартире систематически отключали электроэнергию на длительное время — от 4 до 16 часов в сутки.
«Отключение электроэнергии, особенно в вечернее время суток, автоматически приводит к отсутствию освещенности в моей квартире, что вызывает дополнительную нагрузку на зрение, и оно ухудшается».
Он написал, что из-за отсутствия света постоянно получал микротравмы; не имел возможности приготовить себе горячую еду и соблюдать необходимый здоровья режим питания, был лишен возможности заниматься как студент-заочник.
«Кроме того, по этой причине я стал отставать в успеваемости, поэтому считаю, что в течение трех лет нарушалось мое конституционное право на образование.
Считаю, что систематические отключения электроэнергии угрожают моей жизни, здоровью, приносят мне огромные нравственные и физические страдания и умаляют мое человеческое достоинство.
В связи с этим прошу суд взыскать с ОАО «Сахалинэнерго» 100000 рублей в качестве компенсации морального вреда», — говорилось в заявлении.
Суд счел доводы истца правомерными и признал, что ответчик ненадлежащим образом исполнял свои обязанности. Суд взыскал с «Сахалинэнерго» в пользу К. компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.