Фестивальных впечатлений надолго хватит зрителям всех возрастов. Детскую аудиторию театры порадовали яркими и лиричными сказками. Орловский театр «Свободное пространство» показал весьма поэтичную вариацию на тему «Маленького принца» Экзюпери. Студенты третьего курса Воронежской академии искусств представили публике незатейливую, веселую историю про маленьких человечков «Ох, уж этот Незнайка». Но сильнее всех поразили детское воображение актеры московского ТЮЗа, которые вовлекли мальчишек и девчонок в свое действо «Давайте нарисуем сказку».
Взрослой публике пришлось сопереживать самым разным жанрам современного театрального искусства. Олег Белов из Самарского театра драмы имени Горького показал весьма экспрессивный моноспектакль по повести Шукшина «До третьих петухов», где удачно сочетаются ирония, гротеск и философский лиризм. Кировский ТЮЗ, вероятно, хотел поразить зрителей декорациями в стиле «хай тек» – но вместо этого железная конструкция над сценой изрядно затрудняла восприятие шекспировской драмы «Ромео и Джульетта», как ни старались артисты изобразить романтический пафос. Минимализм сценографии не помешал экспериментальному столичному центру современной драматургии «Теория неба» донести до публики глубокий трагизм и неоднозначность борьбы библейских персонажей в спектакле «Печать Каина» по пьесе Алексея Плохова, которую поставил Андрей Крючков. Эстонцы показали необычный вариант «Евгения Онегина», поиграв с пушкинским текстом и персонажами. Новосибирский молодежный театра «Глобус» представил постановку питерского режиссера Вениамина Фельштинского по пьесе Уильяма Гибсона «Двое на качелях» – мелодрама получилась нудной и затянутой, поэтому к концу трехчасового спектакля зал опустел примерно на треть.
Зато комедийные постановки и мюзиклы собрали максимальное число зрительских восторгов, да и критики их встретили доброжелательно. «Раба своего возлюбленного» Лопе де Веги в исполнении труппы орловского театра стала этаким карнавальным действом с изобилием псевдоиспанских плясок. В мюзикле «Оливер» по пьесе Лайонела Барта показали свои вокальные и хореографические таланты хозяева фестиваля из воронежского ТЮЗа. Но апофеозом экзотики стал последний аккорд фестивальной программы – мюзикл «Акума», поставленный режиссером Борисом Манджиевым в ТЮЗе Элисты по мотивам древней японской легенды, которую переложил на современный лад его брат Аркадий Манджиев (сейчас он занимает пост министра культуры Калмыкии). Калмыцкие актеры очень органично вписались в японскую эстетику, темпераментно исполняли стилизованные танцы, пели веселые куплеты и яростно дрались с помощью длинных шестов. А главные герои довольно удачно вели лирическую линию – про девушку и ее чересчур любопытного мужа, не удержавшего хрупкое счастье. По словам директора республиканского калмыцкого ТЮЗа и художника-постановщика этого действа Валерия Яшкулова, в основе «Акумы» - философия буддизма, которая объединяет калмыков и японцев, и пронизана весьма поэтичными образами. В сценографии спектакля доминирует белый цвет: в самой первой сцене главный герой как бы «лепит» свою возлюбленную из тончайшей белой ткани. Работая над росписью двух занавесов, Валерий Яшкулов черпал вдохновение в творчестве знаменитых японских художников – Хокусая и Харасигэ. А еще он тщательно изучал традиции национального японского костюма.
Между прочим, калмыцкие костюмы не менее эффектны, чем японские. В этом убедились все, кто задержался на закрытие фестиваля, когда Борис Манджиев, одетый в бархатный с золотом халат и высокую шапку, торжественно вручил экзотические головные уборы директору ТЮЗа Юрию Грецову, главному режиссеру театра Александру Латушко и главе областного управления культуры Валерию Бунееву. Одному из старейших тюзовских актеров – Виктору Копосову, калмыки подарили керамический подсвечник в виде белой юрты, которая символизирует мир и благополучие.