Важнейшее направление новой концепции отрасли – прекращение строительства жилья по старым технологиям. Уже с 1 января будущего года Госстрой РФ запретит использование морально устаревших технологий. Если конкретно, на смену металлическим коммуникациям придут трубы из металлопластика, обычный цемент будет заменен на асбестобетон, а заселение новостроек станет невозможным, если каждая квартира не будет оснащена счетчиками воды и тепла.
– К чему приводит использование морально устаревших технологий, мы все знаем, – рассказал «РГ» председатель Госстроя России Николай Кошман. – Металл «зарастает» уже на пятый-седьмой год, так что если в смете заложено использование «железа», туда же можно смело закладывать и капитальный ремонт коммуникаций через пять лет. Собственно, это повсеместно и практикуется. В результате потери тепла и воды доходят до 40 процентов. Латание постоянно возникающих дыр на коммуникациях обходится втрое дороже профилактики. Так что каждый квадратный метр жилья уже с момента сдачи приносит отрасли дополнительные расходы. В некоторых «продвинутых» регионах эту проблему уже начали решать, в том числе и в Казани. Пока это лишь инициатива самих строителей. Но с начала 2004 года использование сберегающих технологий будет контролироваться Госстроем и Ростехэкспертизой.
Николай Кошман не скрывал, что использование новых технологий и материалов повлечет за собой рост цены на жилье примерно на 15 процентов. Однако при расчете за коммунальные услуги потребитель будет экономить минимум вдвое.
Еще одним важнейшим направлением развития отрасли является обеспечение архитектурно-пространственного единства. То, что сейчас происходит в плане застройки, Владимир Яковлев назвал «архитектурной вакханалией». До сих пор нет единого мнения о том, кто должен отвечать за архитектурную политику регионов. Одни считают, что это должно быть прерогативой Госстроя. Другие – что контролировать застройку должны местные муниципальные образования. Пока в большинстве регионов руководствуются последней точкой зрения – кадастровые службы на местах распоряжаются землей, руководствуясь принципом «кому хочу – тому даю». В результате города имеют то, что имеют. Да еще какие города! Председатель Госстроя, общаясь с журналистами, в качестве иллюстрации «дикой застройки» привел Рублевское шоссе в Подмосковье, где «заcтроено все что можно и все что нельзя. Местной администрацией земля отдавалась и продавалась без всякого плана. В результате в районе, где нет промышленного производства, создана угроза экологической безопасности. Помимо того что отходы выбрасываются в открытые водоемы, в районе серьезные сбои с электро-, водо– и теплоснабжением». Об отношении региональных властей к проблеме свидетельствует тот факт, что в этом году на рассмотрение Госстроя РФ было передано лишь 12 генеральных планов застройки городов. Большинство же существующих генпланов, коими руководствуются строители регионов, были разработаны двадцать лет назад.
Безусловно, разработка новых генеральных планов застройки в духе времени ляжет дополнительной финансовой нагрузкой на строителей (Татарстан в 2003 году потратил на эти цели 30 миллионов рублей). Для того чтобы подрядчики и инвесторы были согласны на строительство дорогих объектов, рекомендации Госстроя должны превратиться в законы. Сам Николай Кошман основные надежды возлагает на разрабатываемую концепцию развития строительной отрасли, которая будет обсуждаться в Правительстве РФ в следующем году. Если концепции будет дан ход, Госстрой получит в свое распоряжение необходимую нормативно-правовую базу.
По расчетам Госстроя, к 2010 году объем вводимого в эксплуатацию жилья должен ни много ни мало удвоиться. Пока же Россия не может достичь уровня 80-х годов, когда ежегодно сдавалось по 75 миллионов квадратных метров. В частности, в прошлом году строители сдали чуть более 33 миллионов «квадратов». Так что помимо законов для достижения поставленных целей им потребуются немалые деньги. Заместитель председателя правительства Владимир Яковлев считает, что средства могут быть найдены при некотором изменении федеральной и региональной налоговой политики. В 2006 году после вступления в силу Закона о местном самоуправлении будет пересмотрена система межбюджетных отношений. Однако участникам совещания он посоветовал не откладывать дело в долгий ящик и перенимать опыт Татарстана: «В стране из существующих 3 миллиардов квадратных метров жилого фонда 87 миллионов – ветхое и аварийное жилье. Благодаря тому что в течение семи лет предприятия республики отчисляли всего один процент с оборота во внебюджетный жилищный фонд, переехать в новые квартиры смогли 50 тысяч семей. Думаю, это хороший пример для тех регионов, которые пока решить проблему ветхого жилья самостоятельно не могут. Тем более что этот один процент вряд ли кого-нибудь разорит».