- Елена Александровна, 10 лет - это уже дата! И сегодня вполне уместно вспомнить, как все начиналось.
- Началось все в 1991 году с принятия Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Затем он подвергался изменениям, дополнениям, и в 1993 году в соответствии с его окончательной редакцией решением Малого Совета Калининградского областного Совета народных депутатов на территории янтарного края был создан территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области и утверждено положение о нем. Но своим днем рождения мы считаем 1 ноября. Именно в этот день постановлением администрации области № 249 был назначен первый исполнительный директор территориального фонда ОМС. Им стала Татьяна Николаевна Никитченко. Я была назначена на эту должность в 1999 году.
- Для чего была создана система ОМС? Чем она отличается от бюджетной системы?
- В доперестроечное время здравоохранение Советского Союза финансировалось по бюджетно-сметной системе. То есть составлялись сметы расходов, которые утверждались, и в соответствии с ними лечебные учреждения получали деньги. В этом, наверное, была определенная стабильность. Но, как мне думается, люди не были заинтересованы в конечном результате своего труда. А когда в стране произошли известные перемены и рыночные отношения стали доминирующими в экономике, тогда выяснилось, что бюджетное финансирование не способно решать проблемы социальной сферы, которую и в лучшие времена не баловали вниманием. Для того чтобы, в частности, здравоохранение могло адаптироваться к рыночным условиям и нормально развиваться дальше, российские законодатели, изучив опыт зарубежных стран, пришли к выводу, что наиболее эффективно здравоохранение работает там, где есть система медицинского страхования. И по образу и подобию, с учетом наших российских особенностей и российского менталитета, была создана система обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Эта система подразумевает, что за всех граждан работодатели и органы исполнительной власти делают отчисления в фонды ОМС, а лечение оплачивается из этих фондов за тех, кто в нем нуждается. Другими словами, платят все, а фонды оплачивают затраты на лечение только тех людей, которые заболели. Деньги за лечение, отмечу, получают не сами граждане, а больницы и поликлиники, в которых они лечились. Таким образом, осуществляются два основных принципа ОМС. Во-первых, социальная справедливость и равенство: богатые платят за бедных, а здоровые - за больных. Во-вторых, оплата за конкретную медицинскую услугу, а не просто финансирование.
- Так кто же платит за тех, кто не работает? И как это происходит, можно подробнее?
- За неработающее население платят органы власти. До 2000 года плательщиками страховых взносов на территории нашей области были муниципалитеты. Но платили не все и несвоевременно. В результате на 1 января 2000 года образовались долги свыше 200 миллионов рублей. Ситуация стала критической.
В этой ситуации было принято, на мой взгляд, единственно правильное решение. Администрация Калининградской области взяла на себя уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и стала централизованно оплачивать текущие платежи. А муниципальные образования постепенно погашали образовавшуюся задолженность. Она, кстати, у многих была столь немалой, что и до сих пор не все рассчитались. Таким образом, был разрублен гордиев узел, и финансы стали поступать в территориальный фонд ОМС регулярно. Региональное здравоохранение, что называется, смогло вздохнуть. Сейчас два страхователя неработающего населения - администрация области и мэрия города Калининграда.
- Калининградец Юрий Мальков, временно не работающий, спрашивает: "Почему, несмотря на то, что страховые взносы за меня платит мэрия, мне приходится оплачивать лечение в стационаре?".
- Такого быть не должно. Я бы порекомендовала в данном случае обратиться в медицинскую страховую организацию, выдавшую вам полис ОМС, или к нам в фонд и разобраться в данном вопросе. Зачастую удается добиться, чтобы деньги пациенту были возвращены. Другое дело, если вы хотите лечиться вне очереди, или в палате - люкс, или с использованием каких-то неординарных методик лечения. Чаще всего больным приходится приобретать самостоятельно какие-то дорогостоящие медикаменты, выходящие за пределы перечня жизненно необходимых и важнейших лекарств. Такое случается, к сожалению, потому что наполняемость финансами системы обязательного медицинского страхования, а значит, и ее тарифная политика не успевают за ростом цен и инфляцией. В результате реальная стоимость медикаментов значительно выше, чем те тарифы, по которым мы ее можем возместить лечебным учреждениям. То есть стоимость медицинской услуги в системе ОМС такова, что не может покрыть полностью затраты лечебного учреждения на ее оказание. Хочу отметить, что с 1 сентября этого года нам удалось увеличить в полтора раза тарифы по питанию и медикаментам и в пять раз - по мягкому инвентарю. Это большое достижение, учитывая, что они уже лет пять не изменялись. Оставляю "за кадром" тему банальных поборов в лечебных учреждениях, хотя и на это мне есть, что ответить…
- Кто и каким образом определяет сумму страховых взносов на одного неработающего россиянина?
- Постановлением Правительства РФ утверждается порядок формирования Программы государственных гарантий. Приложением к постановлению являются Методические рекомендации, которые утверждаются федеральным фондом ОМС, Минздравом РФ и Минфином. В этих рекомендациях фигурирует цифра - рекомендуемый размер страхового взноса на одного неработающего гражданина. Обратите внимание, этот размер носит, во-первых, рекомендательный характер, а во-вторых, он закреплен не самим постановлением Правительства, а методрекомендациями. В результате в субъектах Российской Федерации, и наша область до недавнего времени не являлась исключением, страховой взнос значительно ниже этого рекомендованного федерального норматива. И это была наша боль и беда.
В 2003 году депутатом областной Думы Константином Поляковым и мною была внесена поправка в региональный закон о бюджетном процессе в Калининградской области. Суть этой поправки заключается в том, что администрация области при формировании областного бюджета и бюджета ОМС должна предусматривать размер взносов за неработающее население не ниже рекомендованного федерального норматива. Это очень важно. Ведь в Калининградской области большинство населения - неработающие граждане. А это дети, пенсионеры, инвалиды, которые значительно чаще, чем работающие, нуждаются в медицинской помощи.
- Вопрос от Нины Павловны Куликовой: "Почему в больницах такой бедный ассортимент лекарств?".
- Ассортимент лекарств, которыми лечат в больницах бесплатно, определяется Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения и расходных материалов. Перечень утверждается на федеральном уровне и на региональном - в составе Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи. Важно, что Закон "О медицинском страховании…" гарантирует бесплатную медицинскую помощь именно в пределах упомянутой мной Программы государственных гарантий. Это некий минимальный стандарт. Как сделать, чтобы программа была обширнее? Банально, но факт: предприятиям - платить налоги, выдавая зарплату официально, а не в конвертах; органам исполнительной власти - увеличивать размер страхового взноса на неработающее население. А для того, чтобы в пределах имеющихся средств можно было закупить медикаментов как можно больше, лечебные учреждения обеспечиваются самыми необходимыми и наиболее "употребимыми" лекарствами централизованно.
Еще в 2001 году мы сумели добиться, чтобы губернатором области было подписано соответствующее постановление и была создана конкурсная комиссия по закупкам лекарственных средств и изделий медицинского назначения. С тех пор ежеквартально проводятся конкурсы по поставкам лекарственных препаратов. Делается это с одной целью: чтобы на ограниченные финансовые средства можно было купить максимум медикаментов, особенно часто используемых при лечении, а значит, наиболее полно удовлетворить потребности пациентов в бесплатных лекарствах. Больше объем - меньше цена, плюс фактор конкуренции, плюс контроль за движением медикаментов в самой больнице. Потому лекарства, приобретенные вне конкурса, стоят гораздо дороже.
Что касается разрекламированных препаратов. Разумеется, среди них есть и очень эффективные. Ведь фармацевтический рынок постоянно развивается. Но эти лекарства стоят очень дорого. И не всегда эффективность соотносится с ценой. Замахиваться на суперсовременные и дорогостоящие препараты, к сожалению, мы не можем. Это уже за пределами государственных гарантий.
- Вопрос в продолжение темы от Игоря Панкратова из Балтийска: "Когда прекратятся поборы в больницах?".
- Должна согласиться с Игорем. Действительно, такое уродливое явление, как поборы, существует в некоторых больницах. И здесь, на мой взгляд, нужно вести бескомпромиссный разговор о профессиональной добросовестности и чести тех медицинских работников, которые ими занимаются. И причина здесь, согласитесь, не только в небольших зарплатах. В контексте решения этой проблемы контрольно-счетная палата областной Думы совместно с нашими специалистами ревизионного отдела проверили ряд лечебных учреждений и действительно выявили ряд нарушений. Расскажу только об одном таком нарушении. Когда уже заболевший житель области обращается в лечебное учреждение за медицинской помощью, ему предлагают провести обследование на платной основе. Заплатить больной может тут же, в соседнем кабинете, где ему предлагают заполнить бланки… добровольного медицинского страхования, а уплаченная сумма якобы является страховым взносом, а не платой за медицинскую услугу. В данном случае человека попросту вводят в заблуждение. С него взяли деньги за услугу, которую зачастую он имеет право получить бесплатно. А страхование тут отсутствует напрочь - и добровольное, и обязательное. Допущено грубое нарушение законодательства.
О предоставлении таких незаконных "услуг" населению мы открыто говорили на заседании "круглого стола", который проводился комитетом по социальной политике и здравоохранению областной Думы, членом которого я являюсь. Его участниками было подготовлено соответствующее постановление областной Думы. Материалы проверки мы направили в администрацию области, главам муниципальных образований, в прокуратуру, в департамент страхового надзора Минфина РФ, в антимонопольный орган. Будет справедливо, если всем обманутым гражданам вернут их деньги. Это можно сделать только по суду, но пока что-то не слышно об обращениях в суд за защитой прав неограниченного круга лиц, хотя некоторые из перечисленных мной адресатов заверяли, что это будет сделано. Будем держать вопрос на контроле и добиваться прекращения безобразий.
- Елена Александровна, вы являетесь руководителем территориального фонда ОМС и депутатом областной Думы. Но при этом с вас никто не снимал обязанности жены, матери и домохозяйки. Как вы успеваете все делать? Наверное, чем-то приходится жертвовать?
- Мой рабочий день очень спрессован. Я не могу позволить себе обедать в течение часа, вести праздные разговоры со знакомыми или коллегами, болтать по телефону ни о чем. Каждая минута расписана. И, наверное, поэтому успеваю все делать в рамках рабочего дня или почти в рамках. Мне чужд стиль работы тех руководителей, которые засиживаются в офисе с кофе и сигаретой допоздна. Правильно выстраивать свой рабочий график - это тоже умение.
После работы сразу мчусь домой и все вечернее время посвящаю мужу и детям. Депутатские обязанности зачастую предполагают выходные дни и праздники проводить на встречах с избирателями моего округа. Стараюсь совмещать полезное с приятным. На праздничные мероприятия в округ отправляемся всей семьей.
Современной деловой женщине от многого приходится отказываться. Но с этим ничего не поделаешь. Таково веление времени.