Теоретически у картины хорошие шансы: она гуманистична (что особенно ценят американские киноакадемики), она не поспешает за модными стилевыми новациями и по-хорошему консервативна (что опять же высоко ценится в США, без особого интереса взирающих на суету европейских и азиатских "артхаусников"); наконец, "Возвращение" побило все рекорды киноистории, взяв на одном из важнейших фестивалей мира - в Венеции - сразу два наиболее престижных приза: Гран-при и приз за лучший дебют.
Но в объявленном на этой неделе официальном списке иностранных картин, претендующих на "Оскара", значится 55 названий, что тоже является рекордом: в прошлом году картин было 54. К началу января в списке должны остаться только пять названий. Их отберут две с половиной тысячи академиков в результате интенсивных просмотров, которые придется проводить в ударном темпе: если учесть долгие рождественские каникулы, то смотреть им придется по фильму в день. В чем лично я сильно сомневаюсь: люди занятые, часто пожилые, бегать по просмотрам им нелегко, а кассет и DVD в этом году рассылать, похоже, не будут в опасении пиратов.
Честнее всех определил любую гонку за кинопризами отец нашей "Ники" Юлий Гусман: это большая игра. А в игре людям свойственно мухлевать.
Поэтому не будем драматизировать ситуацию, а просто включимся в эту глобальную игру и будем "болеть" за нашу картину. Хотя и в массовости этого "боления", зная об охватившей страну апатии, я сильно сомневаюсь. Будь иначе - стояли бы очереди у касс в те редкие кинотеатры, где показывают нашу венецианскую сенсацию, люди пошли бы из гордости за родное кино (как это делают канадцы) или хотя бы из любопытства - чем это так покорены сентиментальные итальянцы? Но очередей нет, фильм почти никто не видел и видеть не торопится. Так что и рвать на себе волосы в случае "пролета" на "Оскаре" никто у нас не станет.
И все же мы сейчас ближе к заветной статуэтке, чем когда бы то ни было. Потому что еще ни разу за последние десятилетия в "оскаровской" гонке от России не участвовал фильм столь сильный, уникальный в своей смелости идти против модных кинотечений.
Тем не менее 54 соперника. Их выдвинули 54 страны мира, сочтя наиболее достойными в отечественном репертуаре. Многие удостоены национальных наград, а некоторые, хоть и не могут похвастаться такой коллекцией, как "Возвращение", но брали призы в Канне, Локарно, Торонто... Почти все картины - "темные лошадки", но при беглом взгляде на список ясно, что более половины лент могут не рассматриваться всерьез. Ничего не светит, думаю, даже таким фаворитам нашей кинотусовки, как тайванцу Цай Мин-лян с его отпеванием старого кино в фильме "Прощай, "Отель "Дракон" или корейцу Ким Кидук с фильмом "Весна, лето, осень, зима... и весна". По недоразумению (или на безрыбье) оказался в списке фильм некогда успешного бразильца Эктора Бабенко "Карандиру" - драма о восстании в тюрьме, которая провалилась еще в Канне.
Но вот симпатичная немецкая комедия "Гуд бай, Ленин!", которая теперь полюбилась и нашим зрителям, - это уже серьезно. И тем более серьезен как конкурент фильм канадского классика Дени Аркана "Вторжение варваров" - он только по недоразумению не стал Гран-призером в Канне, но взял там две престижных премии. Есть в списке и Гран-призер Канна - "Отчуждение" турецкого режиссера Нури Билге Сейлана. Соображения неизбежного политиканства могут вынудить академиков отдать предпочтение и афганскому "Осаме" Сиддика Бармака. Среди претендентов такие столпы мирового кино, как француз Жан-Поль Раппно ("Бон вояж") и португалец Маноэль де Оливейра ("Разговорное кино"). У нашего "Возвращения", кроме его несомненных художественных достоинств, есть одно решающее преимущество перед абсолютным большинством претендентов: за ним тянется шлейф громких сенсаций, который заставит академиков его обязательно посмотреть. А это уже половина дела.
27 января мы узнаем названия пяти фильмов, которые останутся в "шорт-листе" для окончательного голосования в номинации "Лучший фильм на иностранном (т.е. не английском. - В.К.) языке". А 29 февраля состоится торжественная церемония награждения победителей.