Название: Прокуроры ищут золото
В том, что Магаданская область лидирует по числу преступлений, связанных с незаконной добычей, переработкой и реализацией драгоценных металлов и камней, ничего удивительного нет. Ведь в Колымском крае сосредоточено более всего запасов золота России. А вообще на территории Дальневосточного федерального округа сосредоточено более 80 процентов российских запасов алмазов, половина серебра и 20 процентов платины. Ежегодный объем добычи золота составляет около 90 процентов от общероссийского. Добычей, переработкой и реализацией драгоценных металлов и камней занимается более 1500 предприятий различных форм собственности, при этом основная часть драгоценных металлов добывается в Магаданской, Амурской областях, Приморском и Хабаровском краях, Республике Саха (Якутия).
Правоохранительные органы, как могут, пытаются остановить поток нелегального оборота драгоценных металлов. Но, как правило, бьют «по хвостам». Почему?
— И силы есть, и огромная работа ведется, но получается, что все действуют как-то вразнобой, — отметил заместитель Генерального прокурора РФ в Дальневосточном округе Константин Чайка. На совещании в прокуратуре Дальневосточного федерального округа заинтересованные лица обсудили вопрос об исполнении законодательства о недрах при добыче, переработке, реализации драгоценных металлов и камней на территории ДФО.
Выяснилось, что размер причиненного ущерба от преступлений указанной категории в 2002 году составил более 35 миллионов рублей, а в 2003 году — около 20 миллионов рублей. Возмещено в ходе следствия более 36 миллионов рублей. Всего в 2002 году в округе возбуждено 197 уголовных дел о преступлениях (из них 83 в Магаданской области, 54 — в Амурской области, 32 — в Республике Саха (Якутия).
Такой же криминальной статистикой отличается и 2003 год: опять лидирует по числу уголовных дел Магаданская область — 39, почти не отстают от нее Амурская и Республика Саха (Якутия) — 23. Что же способствует расцвету нелегального бизнеса?
Изменилось, стало более либеральным законодательство, ликвидирована монополия государства на золотодобычу. По-прежнему притягательно высоки доходы от реализации драгоценных металлов и камней. Все это привело к тому, что в сферу добычи, переработки и реализации драгоценных металлов и камней хлынуло множество криминальных структур.
При этом в местах, где производится золотодобыча, как правило, низкий жизненный уровень населения, нет единого порядка учета добытого, хранящегося и реализованного драгоценного металла. А снятие режимных ограничений в районах добычи напрямую повлияло на криминализацию отрасли.
— С этим мириться мы не будем, — заявил Константин Чайка. На Дальнем Востоке начались масштабные проверки деятельности золотодобывающих артелей.