Ольга назначила встречу в кафе на Маяковке.
- Здрасте!
- Здрасте!
Ольга такая же колючая, как Неелова в молодости... Когда я пришла, она с аппетитом поглощала макароны: "Самое главное, - говорил Антониони, - это работа желудка". Однажды во время съемок "Идиота" Ольга так погрузилась в роль, что решила поправиться. У Достоевского написано, что Аглая любила вкусно поесть. И Ольга стала превращаться в булочку. Режиссер сказал: "Ты что, с ума сошла, немедленно худей!" Кстати, так прониклась жизнью благородной девицы, что с тех пор не может первой звонить по телефону.
Будина была одета стильно, но, ощущая косые заинтересованные взгляды из-за соседнего столика, держалась очень строго. Наконец соседи не выдержали и делегировали к ней представителя.
- Генералы вас просят за свой столик...
- Это еще что?! Да как вы смеете? - завозмущалась Ольга.
Ольге мужчины не дают прохода. Это факт. Она настоящая актриса. А мужчины это чувствуют. И оттого, что она их отшивает, они сходят с ума еще больше.
Вот, по ее мнению, такой "нагловопиющий случай".
Однажды ей на мобильник позвонил незнакомец и представился режиссером, который хочет снять фильм с ее участием. Он просил о встрече. Ольга сказала, что это невозможно. Она освобождается в десять вечера и очень устает. Мужчина настоял, сказал, что это жизненно важно.
Они встретились в ресторанчике. Пришел бритоголовый представитель мужского пола с полиэтиленовым пакетом, но в белой рубашке. И она поняла, что он никакой не режиссер.
"Бритоголовый" достал из пакетика цветы и признался в своем чувстве. Сказал, что безумно мечтал познакомиться с актрисой, в которую влюблен. И не придумал ничего лучшего, как представиться режиссером.
- Ну и на что вы рассчитывали? - спросила она его.
- На взаимность.
Ольга встала и ушла.
Ромео обиделся смертельно. Он не мог понять, почему на его чувство не ответили взаимностью... Ведь она сама влюбила его в себя - своими киноролями.
Ольга очень организованна и требовательна к себе. Но это не значит, что у нее все подчинено рассудку. "Что-то меня ведет, а я просто подчиняюсь, - объяснила она задумчиво.
В кино она попала из самой обычной семьи. И богемный мир принял ее неоднозначно. "А мы вас не ждали! А не хотите ли удалиться?" - словно говорили ей. Но она не собиралась удаляться. И серьезностью своего существования на экране заявила, что пришла всерьез и надолго.
- "Таежный роман" вам принес известность? Вы ее ожидали?
- Совершенно нет. Не ожидала.
- Какие надежды вы связывали со съемками фильма "Баязет"? Принесет ли он вам еще большую славу?
- Никаких надежд я не возлагала. Так сложилась ситуация - над картиной работала команда людей, которых я знала раньше. Мне было приятно с ними встретиться еще раз.
Мне позвонили сразу после съемок "Идиота". Я не хотела еще раз сниматься в сериале. Тем более что мою героиню в романе Пикуля тоже звали Аглая. Но продюсер фильма сказал, что изменить имя не проблема. И что он возлагает большие надежды на этот сериал и очень хочет меня там видеть.
В итоге, не мудрствуя лукаво, мою героиню назвали Ольгой. И я согласилась поехать в Сирию, которую, может быть, иначе никогда бы и не увидела. Эта страна до сих пор вызывает у меня улыбку умиления. Там очень мало транспорта. Все грузовые перевозки совершают ослики. Это выглядит очень непривычно и забавно.
Сирийцы очень любят европейских девушек. Приехать в Сирию - не проблема, но чтобы улететь, надо потратить немало душевных сил. Когда разговариваешь с людьми вежливо, они это воспринимают как приглашение поближе познакомиться. После первого моего разговора мне пришлось выбрать новую форму общения - очень категоричную и независимую. И только тогда они понимали, что у них нет другого выхода, как посадить меня в самолет и отправить в Москву.
- А сколько времени там были?
- Три месяца. Но я то и дело прилетала - улетала, так что можете представить, с какой любовью я вспоминаю сирийский аэропорт.
- Вы любите Пикуля?
- Не могу сказать, что я поклонница романов Пикуля. В школьном возрасте я читала роман "Фаворит", и так как он занимался жизнеописанием реальных людей, я ему поверила. Но через какое-то время я узнала, что в романе многое придумано. Это свойственно художественному произведению, но я себя почувствовала обманутой.
Пожалуй, и к нашему фильму я отнеслась как к некой истории, происходящей на неком историческом фоне. В "Баязете" и у Валентина Пикуля, и в сериале довольно мало подлинных исторических фактов. У продюсера и режиссера не было задачи сделать полудокументальное кино. Перед нами ставились художественные задачи.
Моя женская роль практически единственная в картине - она, наверное, занимает одну четвертую часть от общего действа.
- На церемонии вручения премии "ТЭФИ" фильм "Идиот" получил очень много наград. Для вручения приза вас пригласили на сцену. Но вы не вышли. Почему?
- Я мечтала получить "ТЭФИ" за эту работу, потому что "Идиот" считаю лучшим фильмом на нашем ТВ за последнее время. Но я физически не могла этого сделать, потому что была в Китае.
- А что вы там делали?
- В этом году мы проводили Первый фестиваль "Амурская осень". На сегодняшний день это единственный кинофестиваль на Дальнем Востоке, и по сценарию вторая половина его проводилась в Китае.
- А первая где?
- В Благовещенске. Но в этом году я была не только там. Меня еще пригласили с концертом на родину БАМа в Тынду. Знаете, такое ощущение, что ничего за все годы после окончания строительства там не изменилось. Часть населения продолжает жить во времянках... а горячая вода есть в нескольких домах.
И сейчас этот мир похож на полезное ископаемое. А ведь так нельзя. Люди живые.
- Вы москвичка?
- Да. Я родилась в Москве. Но все детство и отрочество мы прожили в Одинцове. Там дубовые рощи, и родители подумали, что это будет полезнее для здоровья. Сейчас я снимаю квартиру в Москве. Вот уже пять лет. И думаю, что в обозримом будущем на свои гонорары я так и не смогу купить себе квартиру. Но пытаюсь об этом не думать, а просто много работать.
- Кем хотели стать?
- Много было размышлений на эту тему. И я решила: если не могу выбрать что-то определенное, значит, буду играть всех. Но долгое время я хотела, чтобы жизнь была связана с музыкой.
Я хорошо пела, думала, что создам свой ансамбль. Буду ездить по городам и весям, собирать фольклор. Сделать что-то хотелось настоящее, подлинное. Еще учась в школе, я освоила несколько профессий. У меня есть диплом экскурсовода третьей категории. Я преподавала в средних классах два года (как педпрактика), занималась этнографией, окончила школу юных филологов при МГУ. И поставила три спектакля со своими однокурсниками. Но, конечно, основное время я отдавала учебе в музыкальной школе. Играю на всех клавишных инструментах и всегда была солисткой хора и оркестра.
- Учились хорошо?
- Можно сказать, что была двоечницей (смеется), хотя в аттестате у меня нет ни одной тройки. Я ничего не понимаю в точных науках, но тем, кто в них понимал, писала сочинения. А они в свою очередь решали мне задачки. Учителя смотрели на это сквозь пальцы, за что я им очень благодарна, потому что они не мешали мне развиваться так, как я хотела.
- А как же вы поступили в Щукинское училище?
- Я занималась с педагогом из Гнесинки. В промежутках между занятиями гуляла по Арбату и наткнулась на дворик Щукинского училища. Он понравился мне настолько, что я записалась на прослушивание. Нормальная женская логика. Поступила с тремя пятерками.
- Ваша первая картина?
- "Романовы: венценосная семья". Я снялась, когда была еще студенткой.
Когда Глеб Панфилов пригласил меня сниматься в "Романовых", я думала, что императрицу будет играть Инна Чурикова. И я весь год жила с мыслью, что с ней встречусь на площадке. Но императрицу сыграла английская актриса.
Потом мы встретились с Инной Михайловной на площадке картины "Идиот". Сейчас вместе снимаемся в фильме "Московская сага" по роману Василия Аксенова. Во второй раз она сыграла мою маму. Во второй раз мы с ней в семейных отношениях на съемочной площадке.
- Кто для вас идеальный партнер?
- Талантливость актера для меня определяется степенью его погруженности в роль. Если партнер идеально погружен в предлагаемые обстоятельства и я идеально погружена, тогда возникают идеальные отношения.
У меня было много хороших партнеров - Женя Миронов, Инна Михайловна Чурикова, Саша Домогаров. Сейчас мы встретились с Юрием Соломиным на площадке "Московской саги" - это удивительно ироничный и умный человек. Я буквально влюбилась в Олега Басилашвили, который в "Идиоте" играл моего папу. Он удивительный рассказчик. Умный и тонкий.
- Чем вы занимаетесь в свободное время?
- У меня нет свободного времени. В этом году меня пригласили в большое жюри Московского кинофестиваля. И за два дня до открытия мне пришла идея воспользоваться присутствием на кинофестивале людей, влияющих сегодня на развитие культуры и кино. Я сняла свой документальный фильм о присутствии личности в современной человеческой культуре. И у меня сейчас монтажный период.
- Вас не видно на светских тусовках.
- Я живу довольно замкнуто и стараюсь делать только то, что нравится мне. Мне претит заниматься коммерческими проектами.
Мое лицо дано мне не для того, чтобы привлекать людей покупать какие-то товары, иногда сомнительные. Я могу сняться в социальной рекламе... Помните "Позвоните родителям!" "Любите друг друга!"
...Потом она сказала: "Все!" Выскочила на улицу, где ее поджидала машина. Захлопнула дверцу и помчалась по осенней, уже холодной Москве. В квартиру, которую она снимает, она вернется лишь к полуночи и начнет отвечать на многочисленные звонки журналистов, которые накинулись на нее, посмотрев "Баязет".