Дворянское гнездо
Жилище семейства Никологорских найти не так уж просто. Улочки в десятитысячном поселке расположены в хаотичном порядке, не ведомом, похоже, даже самим местным жителям. От многочасовых блужданий спасает лишь пароль "семья шахматистов". Никологорских здесь знают все и уважительно величают главу семьи Графом.
Дом, где живет юный гений, конечно не дворянская усадьба, но довольно сильно отличается от невзрачных соседних строений. Он большой и просторный - высокие потолки, дубовые стены и двери, печка и камин. Построили здание еще в 1924 году для местного фабриканта. Долгое время здесь никто не жил, пока в годы перестройки его не купили за шесть тысяч еще советских рублей молодая семья - Сергей и Алеся. За пятнадцать лет обитателей в доме заметно прибавилось: у четы Никологорских один за другим появились пятеро детей - четыре сына и дочь. Кстати, необычная фамилия у этой семьи не исконная. Сергей Николаевич в молодости писал стихи под псевдонимом, образованным от названия родного поселка, а уже в 1990 году сменил фамилию и официально стал Сергеем Никологорским.
На пороге меня встречает симпатичная женщина в сиреневом сарафане, какие сейчас можно увидеть разве что на книжных иллюстрациях. Голову покрывает платок, подобранный в тон одежде. Это жена главы семьи Алеся, которую тот называет не иначе как "самая женственная женщина России". За руку мамы держится самый младший сын. Пятилетний Иоанн тоже играет в шахматы, но пока не проявил себя так, как старшие братья. Ему больше нравится возиться с мягкими игрушками и машинками.
Старшим братьям уже не до детских развлечений. Александру скоро исполнится пятнадцать. Он тоже не безуспешно играет в шахматы - кандидат в мастера спорта, но, по словам отца, начал заниматься ими слишком поздно, в восемь лет. Саша учится в одиннадцатом классе и скоро будет поступать в институт. Это не опечатка, просто в детстве он сдал программу первого и второго классов за год, поэтому и учится с ребятами на год старше. Матфею - тринадцать. Он чемпион России по супершахматам - новому изобретению, пока мало кому известному. За эту победу мальчику вручили компьютер, правда, подержанный и довольно старенький. Матфей считается сильнейшим в своем возрасте шахматистом области. Десятилетняя Таня тоже выиграла чемпионат области, но больше ездить на турниры не хочет. По характеру она домосед и предпочитает в тишине читать книги.
Котик
Маленького Костю в семье называют не иначе как Котиком. Прозвище свое мальчуган получил по двум причинам - получается сокращенное имя, к тому же он повадками и внешностью действительно похож на маленького пушистого зверька. Не очень общительный, он обожает сметану, сладости и человеческую ласку. Даже не верится, что перед тобой человек, трижды попавший в Книгу рекордов России - как самый юный перворазрядник, призер и чемпион страны по шахматам.
Когда Константина Никологорского спрашивают, кто научил его играть в шахматы, он всегда отвечает: "Братья". Недостатка в учителях и спарринг-партнерах у Котика не было никогда. Нет его и сейчас.
- Все началось с того, что я научил играть Сашу и Матфея, - рассказывает глава семейства. - Было это около семи лет назад. Я сам с раннего детства любил шахматы, вот и передал увлечение по наследству. Ребята быстро стали делать успехи, и уже через пару лет мы стали ездить на различные состязания. Поэтому малыш просто не мог оставаться в стороне от шахмат.
Мальчуган научился делать ходы деревянными фигурками еще в трехлетнем возрасте. В гостиной у Никологорских стоит шахматный компьютер "Каспаров-2100". Доска с фигурами, рядом с ней множество кнопок. Свои ходы машина показывает, подсвечивая нужные клетки доски. Управление элементарное, поэтому малыш первое время сражался в основном с компьютером или братьями. Вскоре стало очевидно, что у Котика талант.
Уже в пять лет будущий чемпион заработал первые деньги. В пять лет он подошел к одному из сильнейших шахматистов поселка и произнес следующее: "Аркадий Иванович, давайте сыграем на 50 рублей. Уж больно мне сладостей хочется". Ошарашенный ветеран войны принял вызов мальчугана, и вскоре Котик уже лакомился угощением, купленным на выигранный "полтинник". Поскольку сладости Константин готов кушать постоянно, через некоторое время уже ни Аркадий Иванович, ни остальные члены местного шахматного клуба с ним играть на деньги не рисковали. Вскоре Котику стало скучно, и он в пятилетнем возрасте поехал на чемпионат России.
Разумеется, эта вершина покорилась юному таланту не сразу. В первый раз он занял место в середине, на следующий год завоевал "бронзу", а в семь лет стал самым юным чемпионом России. Кстати, даже писать Константин научился благодаря шахматам. Когда отец привез его на первый чемпионат России, выяснилось, что тех, кто не умеет записывать ходы, к турниру не допустят. Поэтому юному таланту пришлось осваивать азбуку в течение одной ночи в гостиничном номере.
При этом, по словам домочадцев, талант Котика врожденный - он практически не изучает теорию шахмат. Читать специальные книги ему скучно, да и за доской он пока не может долго усидеть. На партию он тратит всего несколько минут, а пока соперник думает, прогуливается по залу и всячески развлекается. Хочет ли он быть профессионалом, Константин пока не знает. Вместо ответа он предпочел размешать кусочек зефира в чае. Получившаяся смесь не понравилась даже такому отъявленному сладкоежке, но он героически допил "коктейль".
Их университеты
В Никологорах две средние школы, но ни одну из них наши маленькие герои, по большому счету, не посещают. Они числятся учениками, но родители признают только домашнее образование. По крайней мере до определенного возраста. Конечно, когда приходит пора изучать такие сложные дисциплины, как физика, химия или алгебра, то в школу им идти приходится. А вот азы чтения, счета и письма дети осваивают дома, чтобы затем отчитаться перед образовательным учреждением и перейти в следующий класс. Так что сейчас занятия более-менее регулярно посещают лишь старшие - Александр и Матфей.
С малышами занимаются папа и мама. Они уверены, что делают это не хуже школьных учителей. Как такового расписания уроков нет. Учатся по возможности, используя свободное от шахматных турниров и тренировок время. Костю отец вообще на время освободил от всех занятий, кроме шахмат. Вскоре в Греции начнется чемпионат мира, в котором ему, возможно, предстоит участвовать.
- Уроки у нас проходят по следующей системе, - объясняет Сергей Николаевич. - Примерно месяц мы активно изучаем какой-то предмет. Проходим программу за год, сдаем в школе экзамен или пишем контрольную, а потом переходим к следующей дисциплине. Подобную систему сейчас применяют даже в университетах.
- Нам нравится так учиться, - соглашается с отцом старший сын Саша. - Мы сами в детстве выбрали домашнее обучение и очень довольны. Не засоряешь голову всеми предметами, а концентрируешься на чем-то одном. Правда, иногда становится немного скучновато.
Учить только своих детей Никологорским показалось недостаточно. Уже десять лет в их доме действует "Духовный лицей". Здесь детишки изучают православие, историю, культуру, поэзию и, разумеется, шахматы. Занятия проходят по вечерам, причем бесплатно.
- Раньше приходило больше детей - человек пятнадцать, - вздыхает Сергей Никологорский. - Сейчас постоянно ходят всего пятеро. Еще двое ребятишек заглядывают время от времени. Трудно сказать, почему. Наверное, все от родителей зависит. Православных людей сейчас в поселке очень мало, вот и не доверяют нам чуть-чуть.
Занятия проходят прямо в доме, а летом - на просторной веранде. Шахматы - обязательная дисциплина в лицее. Преподают ее практически все Никологорские. В комнате, в которой проходят занятия, огромное количество деревянных клетчатых досок и шахматных часов. Часть из них спрятана под кроватью, часть - на столах "в рабочем состоянии". Баталии проходят постоянно. Костя, к примеру, проводит за доской не менее трех часов в день. Иногда Никологорские приглашают и сильнейших мастеров из Владимира. Они занимаются с мальчишками, разбирают сложные партии. Стоит подобная услуга сравнительно недорого - сто рублей в час. А вот постоянный тренер у ребят один - отец. Он же является и главным педагогом доморощенного лицея.
Сергей Николаевич считает себя вправе учить детей. Он окончил Ленинградский университет и несколько лет преподавал психологию в Нижнем Новгороде. Здесь же, кстати, молодой педагог познакомился с симпатичной студенткой, ставшей впоследствии его женой.
- Сергей был моим преподавателем, - вспоминает Алеся Никологорская. - Я училась на химическом факультете, но последний курс так и не окончила. Любовь "помешала". Началось все с нашего общего увлечения психологией, а закончилось свадьбой.
Мы православные
На становление юных шахматистов серьезно влияет и еще одна особенность их воспитания. Уклад в доме установлен согласно "Домострою": отец - безусловный глава семьи и непререкаемый авторитет, а мать - хранительница домашнего очага и помощница Сергея Николаевича. Кроме того, родители - глубоко верующие люди. Каждое воскресенье и в другие церковные праздники семейство практически в полном составе отправляется в храм на службу. В комнатах повсюду иконы, а на книжных полках - несколько изданий Библии, которую дети читают постоянно. Даже грамоту многие из них осваивали по Священному Писанию. Перед обедом на разных языках они читают "Отче наш" под чутким наблюдением отца и матери. Константин молится на русском, Матфей - на немецком, Александр - на английском. Произношение, правда, сильно хромает, но это, как считает Сергей Николаевич, не самое страшное.
Сергей Никологорский - главный "шахматный энтузиаст" в семье. Именно он занимается "продвижением" своих талантливых детей. Увидев его на улице, запомнишь надолго. Волосы до плеч, густая борода.
- Я думаю, что длинные волосы носят либо творческие люди, либо верующие, - говорит глава семейства. - Кроме того, это один из способов почувствовать себя "белой вороной" и выделиться из общей серой массы.
Он считает себя и своих детей и творческими, и верующими, поэтому против того, чтобы мальчики стриглись. Лишь супруга иногда тихонько, чтобы муж не заметил, подравнивает сыновьям их красивые светлые кудри.
Бизнес
Детские шахматы - занятие невыгодное. В доме Никологорских висят десятки медалей, на столе красуются пластмассовые кубки. Денежные призы на соревнованиях, как правило, не превышают 500-1000 рублей. Это не оправдывает даже затраты на дорогу. Кроме того, за участие в турнире тоже надо платить. Взнос на чемпионате России составляет триста рублей с человека. Участвуют триста человек. Семилетнему Косте как победителю турнира вручили мягкую игрушку и магнитофон. При этом Сергей Никологорский на поездку сына потратил десять тысяч рублей. Согласитесь, материальные затраты не слишком оправданы.
Чтобы хоть как-то подзаработать на своем таланте, юный чемпион играет на деньги со всеми желающими. При этом практически никогда не проигрывает. Несколько раз в год его можно увидеть в Москве на Арбате или на центральной площади Владимира. Ставки на партию не очень большие. Самый большой выигрыш Константина в Первопрестольной составил две тысячи рублей. Случилось это прошлым летом. А однажды прохожий, увидев на Арбате склонившегося над доской юного шахматиста, просто так дал мальчугану пятьдесят долларов. Безбедно жить на эти деньги, конечно, невозможно.
- По моим подсчетам, профессионально заниматься шахматами можно, имея рейтинг более 2700, - анализирует Сергей Никологорский, - Таких людей в России не более десятка. Остальным приходится зарабатывать чем-то еще.
Рейтинг мальчуганов пока намного ниже. Отец дал им задание "перерасти" шахматный компьютер, рейтинг которого 2100. Трое сыновей вплотную приблизились к этой отметке, но пока ее не перешли. Сам глава семейства не столь выдающийся шахматист. Он, скорее, энтузиаст, однако и ему иногда улыбается удача.
- Недавно я играл в шахматы на деньги со своим приятелем - "новым русским", - с нескрываемым удовольствием сообщает Граф. - Просидели целую ночь, и в итоге я унес домой почти тысячу долларов. Но такие случаи бывают редко. Приятель решается со мной сразиться не чаще чем раз в пять лет. А других желающих пока нет.
Маленькому Константину такие гонорары даже не снились, хотя к серьезным испытаниям он готов. На чемпионате мира в Греции отец собирается бросить вызов самым юным чемпионам других стран, чтобы провести коммерческий матч. В победе своего малыша он уверен "практически на сто процентов".
Судьбой Кости заинтересовались многие, в том числе шахматная Федерация России. Специалисты вообще считают мальчика "национальным достоянием" и приводят его партии в серьезных журналах. При этом помочь таланту поехать в Грецию реально не хочет никто. Деньги, необходимые на участие в турнире, отцу пришлось взять в долг. В областном бюджете на детский спорт выделяют копейки. К примеру, на шахматы во Владимирской области есть аж "целых" 25 тысяч рублей в год. Каждый день семья получает пачки писем из различных серьезных организаций, в том числе от известных политических партий. Все выражают свою заинтересованность, обещают поддержку, но нужную сумму в три тысячи долларов никто из сильных мира сего выделить так и не пожелал. Отписки, которые зачитывает Сергей Никологорский, больше похожи на предвыборные листовки, чем на конкретные предложения о помощи.
- Я обращался ко всем ведущим фракциям Госдумы. Многие отвечают, только толку пока никакого, - сокрушается отец юного гения. - Вот Жириновский прислал ответ. Обещает помочь, но ничего, кроме писем, пока нет. СПС вообще не удостоил нас ответом. Достучаться до Немцова оказалось нереальной задачей. Вообще сейчас частенько говорят, что "время подарков закончилось".
Тем временем Константин играет в шахматы с братьями и лакомится любимыми конфетами. Следующим летом он, скорее всего, опять поедет в Москву и будет играть с прохожими на Арбате. Старшие братья в свою счастливую звезду и талант не очень верят - слишком уж жесткая, по их мнению, конкуренция в мире черно-белых фигур. Скорее всего, известными шахматистами они не станут, а изберут другую, возможно, не менее достойную дорогу в жизни. Как сложится судьба веселого, но немного замкнутого мальчугана, блистательно обыгравшего уже многих взрослых, теперь зависит от этих самых "дяденек", решающих, как потратить свои деньги. В августе ему исполнилось восемь, и делать далеко идущие планы пока рановато. Пример Руслана Пономарева, ставшего недавно чемпионом мира всего в восемнадцать, вдохновляет многих, но по пути наверх ломаются многие судьбы. Талантливых детишек в России много, лучшим из лучших становится только один.