"Группа-знак", "группа-явление" - так называла "Алису" позднеперестроечная советская печать. В течение последних 15 лет они стали нешуточным объектом для поклонения. В дни юбилея стоит вспомнить самые яркие правды и неправды о группе.
Лидер группы Константин Кинчев в миру носит фамилию Панфилов. Носит не случайно - нейтральной фамилией мальчика оградили от тени неоднозначной славы фамилии Аджубей. Свой сценический псевдоним Константин выбрал также не случайно: "настоящий" Кинчев был видным деятелем революционных коммунистов Болгарии.
Группу "Алиса" в 1983 году создал не прославивший ее Кинчев, а Вячеслав Задерий, чье прозвище стало названием группы. Задерий был шутом, без которого не бывает короля. Быть может, разнонаправленность двух главных лиц в группе и послужила причиной ухода Задерия из бэнда в 1986 году. Через год он собрал собственную группу "НАТЕ!", однако прославиться хотя бы наравне с "Алисой" Задерию не удалось.
"Алиса" - единственная в истории русской музыки "московская" и "питерская" группа одновременно. Будучи москвичом по рождению, Константин разделил судьбу многих "диссидентов" тех времен: переехал в более свободный Питер из столицы, в которой был на виду у "контрольных органов". Именно здесь он встретил товарищей и коллег, без которых не было бы ни дебютного альбома "Энергия", ни последующей славы.
Студийный дебют готовили всем миром: на этой записи слышно гитару гениального Александра Ляпина из "Аквариума" (вместе с ним помогать пришли "аквариумисты" скрипач Александр Куссуль и виолончелист Вячеслав Гаккель) и его коллегу Андрея Заблудовского из "Секрета", а также клавишные Сергея Курехина. Звукоинженером дебютной пластинки стал энтузиаст и пионер питерской подпольной звукозаписи Андрей Тропилло. "Энергия" была выпущена фирмой "Мелодия" более чем миллионным тиражом и стала визитной карточкой группы: искусный, искрометно талантливый и великолепно аранжированный набор песен производил впечатление даже на "не заточенного" под панк-рок слушателя.
Следующей студийной работой группы стал диск "Блок ада" - он сформировал фирменный "алисовский" стиль, звук, настроение и пафос. "Энергия" во многом была плодом игр ума "приглашенных гостей"; "Блок ада" изживал фирменной мрачностью и прокламационностью молодежное веселье первой пластинки. Именно этот альбом стал фундаментом состава "Алисы".
До определенного момента лидер "Алисы" не показывал своего глубокого погружения в "русскую былинность" и увлеченность славянской эстетикой (привнесенную на русскую сцену Башлачевым), хотя именно этим креном отмечены практически все альбомы группы Кинчева. Исключение составляют разве что диск "Джаз" и повторяющая его по стилистике пластинка "...Танцевать...": акустические по звуку, приджазованные по аранжировке, они содержали вполне популярные мелодии и композиции; композиции с "Джаза" до сих пор можно услышать по радио. Этот альбом стал своего рода удивлением и откровением для тех, кто к кинчевским славянским пляскам относился со снобистским пренебрежением: тонкие, трогательные, поэтичные и взрослые песни, не дающие ни единого повода говорить об эпигонстве или зависимости Кинчева от других творцов. "...Танцевать..." ввиду явной нацеленности на "повторение пройденного" не вызвал восторга у критики. Надо сказать, что между этими двумя альбомами были еще два студийных опыта - "Дурень" и "Солнцеворот", на которых Кинчев пытался найти компромисс между откровенными хитами и славянско-православными былинами и балладами. Потерпев неудачу с "...Танцевать...", лидер "Алисы" решил больше не идти против внутреннего зова и к 20-летию группы сделал альбом из начисто лишенных иронии и очень православных песен. Этот альбом не стала поддерживать ни одна радиостанция, однако очень поддержала церковь, с которой Кинчев со времени первого исполнения песни "Мы - православные" (2000 год) идет рука об руку.
Нынешний Кинчев - очень удобный объект для критики: такого откровенного ухода в религию не позволял себе даже православный буддист БГ. Не впустивший богиню иронии дальше первого альбома, выступающий на пресс-конференциях и даже концертах с диаконом Андреем Кураевым, проповедующий православие и служащий в храме пономарем рок-музыкант - это ли не оксюморон? Оказывается, нет. Православие и "славянизмы" в творчестве Кинчева - это результат глубоко личного выбора. Кинчев воспринимал и воспринимает свою жизнь в искусстве как бесконечную битву: в 80-х это был бой с прогнившим социумом, в 90-х - с самим собой, сейчас - с дьяволом. И на фоне огромного количества "успокоившихся" русских рок-звезд, преобразовавших свои коллективы в ЗАО для более эффективного зарабатывания денег, Кинчев и его группа в своих детских войнушках остаются в полумертвом мире русского рока едва ли не последними, кто говорит то, что думает.