Евгений Петросян рассматривал холсты в массивных золоченых рамах - артист знает толк не только в шутках, но и в живописи. В общем, за два часа до открытия XV российского антикварного салона в здание Центрального дома художника всеми правдами и неправдами стремились попасть те, кто давно понял- лучшего вложения денег, чем произведения искусства прошлых веков, не сыскать. Звезды шоу-бизнеса, коллекционеры, искусствоведы, миллионеры, любители старины без копейки в кармане, чиновники и сыщики - все были в субботу вечером тут. А попасть загодя, до официального открытия, пройдя все немыслимые кордоны, было жизненно важно для тех, кто стремился без лишних глаз сделать серьезную покупку. И вправду, салон, еще не начавшись, уже пестрел пометками на этикетках "продано". Только в одной галерее "Элизиум", выставившей Бурлюка, Удальцову, Гончарову, Анненкова и Григорьева, продали особо активным просочившимся коллекционерам половину экспозиции. Картины повисят до закрытия салона 2 ноября, а потом уйдут в частные собрания. Так что спешите видеть!
Салон, еще не начавшись, уже пестрел пометками на этикетках "продано".
Шесть лет назад, когда "Экспо-парк" при содействии Минкультуры РФ впервые провело антикварный салон в ЦДХ, на нем выставились 16 галерей из Москвы и 2 антикварных магазина из Петербурга. Сегодня участников без малого двести: двухсотый участник - галерея из Бухареста, мечтавшая прорваться на закрытое до сего дня главное антикварное событие России,- вынужден был отказаться от работы на салоне из-за драконовских таможенных сборов. На открытии в первую очередь говорили именно о проблемах в законодательстве страны, мешающих покупать и привозить ценности из-за границы в Россию. Правда, глава Департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры РФ Анатолий Вилков под ликование собравшихся объявил долгожданную новость: с января будущего года с вас не будут взимать 20% НДС при пересечении границы, если купленное сокровище вы приобрели для личного пользования. Стало быть, вся дорогая старина, правдами и неправдами попадающая нынче в Россию, теперь может спокойно ввозиться с аукционов или просто из антикварных магазинчиков мира. На самом деле это означает прорыв в арт-бизнесе России, где антикварный рынок почти сто лет был замкнутым, торгуя одними и теми же вещами. Но даже сегодня, когда сборы таможни и налоговиков действуют, некоторым удается привозить в страну раритеты.
Так случилось с молодым Русским национальным музеем, выставившим на салоне уникальную экспозицию "Российский императорский двор". Все экспонаты были закуплены этим частным собранием за границей, все сборы уплачены, и в результате зрителю показали роскошную коллекцию фотоснимков царской семьи с автографами Романовых, личные вещи императоров, коронационные платья, императорские штандарты начала XIX века. Сенсацией стала демонстрация последнего пасхального яйца, созданного для Николая II в феврале 1917 года в мастерской Г.Вигстрема, работавшего под патронажем Карла Фаберже. Яйцо размером в ладонь выполнено из карельской березы, украшено эмалью и алмазами, сталью, золотом и серебром. Тут же игрушка царевича Алексея- миниатюрная копия винтовки, выполненная Фаберже для наследника в 1914 г. Коронационные платья, вытканные из чистейшей золотой нити, украшенные кружевом, бархатом и вышивкой, принадлежали принцессе Лихтенштейнской Марии, внучке Николая I и его дочери великой княгине Марии. Рядом- медали к 300-летию дома Романовых и редчайшие, но великолепно сохранившиеся жетоны "За сопровождение императорского поезда" (золото, эмаль, алмазы). Как говорит замдиректора Русского национального музея Юлия Иванова, "каждая вещь в этой экспозиции не только поражает роскошью и великолепием, но еще и трогает своей личностной историей", почти всегда трагичной...
Организатор антикварного салона Василий Бычков с гордостью констатирует, что "в этом юбилейном году кроме русского искусства XVIII-XX веков хорошо представлены декоративно-прикладное искусство Европы и Востока, но мы сделали акцент на искусстве Ар-Деко - со специальной выставкой и лекцией из Франции прибыл мэтр Жан Марсель Камар, и экспозиция графики 20-х годов". Сам Камар пояснил, что вспыхнувший интерес во всем мире к Ар-Деко, на его взгляд, объясняется просто - "это не просто хорошая живопись или комод, это еще и отношение к жизни". Собственно, страсть к собирательству красивых старинных вещей, за которыми проглядываются удивительные судьбы их прежних владельцев, - это тоже жизненная позиция. Ведь вкладывание денег в искусство прошлого, его классификация, создание коллекции - часть культурного наследия. Анатолий Вилков, посмотрев экспозиции двухсот участников, остался чрезвычайно доволен:
- Могу подтвердить, что жизнь коллекций, антикварный рынок стремительно развиваются. Сегодня на салоне не только музеи могут найти для себя что-то стоящее, но и частные коллекционеры, а за ними будущее, я в этом уверен.
И самое главное впечатление: наконец-то участники определились в своих приоритетах и почти не увидишь стендов из прошлого, когда антиквары и галереи мешали в одну кучу броши от Фаберже, гарднеровский фарфор, западноевропейскую бронзу и китайскую живопись на шелке. Теперь участники салона подучились и поразят вас серьезной тематической подборкой. Чего стоит выставка галереи "Бабушкин сундук", где представлены не только редчайшие комоды и украшения, но и антиквары одеты в старинное платье. Совсем в другой стилистике стенд "Купеческий дом", где выставлены бытовые вещи и огромная коллекция кукол - от прапрабабушкиных фарфоровых красавиц до морячков русского флота начала прошлого века, есть куклы и сталинских времен.
А еще на салоне поклонники восточных традиций могут увидеть редчайшую подборку украшений самураев или супрематический фарфоровый сервиз Малевича. Перечислять нет смысла- это надо увидеть.