Принудительное приглашение

Из аэропорта Михаила Ходорковского доставили в следственное управление Генпрокураты РФ, где в течение нескольких часов ему объясняли, какие он преступления совершил, и предъявили обвинение, сформулированное аж на 50 листах.

Как сообщили в Генпрокуратуре РФ, главу "ЮКОСа" обвиняют по семи статьям:

- хищение чужого имущества путем обмана в составе организованной группы в крупном размере;

- злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда представителями коммерческой организации;

- причинение имущественного ущерба собственникам путем обмана при отсутствии признаков хищения, совершенного организованной группой, в крупном размере;

- уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору, неоднократно;

- уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в особо крупном размере;

- подделка официальных документов, совершенная неоднократно;

- растрата чужого имущества.

Как и Платону Лебедеву, Ходорковскому инкриминируют незаконную скупку 20 процентов акций "Апатита". По версии следствия, по его прямому указанию Лебедев выдал аффилировному АОЗТ "Волна" гарантийное письмо от банка "МЕНАТЕП", согласно которому банк гарантировал, что эта компания выполнит все условия конкурса, связанные с покупкой 20-процентного пакета акций предприятия на общую сумму 283 миллиона долларов. Однако, выиграв конкурс, руководство АОЗТ, опять же по указанию Ходорковского, продало акции коммерческим структурам, подконтрольным "МЕНАТЕПу", которые, в свою очередь, перевели ценные бумаги на зарубежные компании, зарегистрированные в офшорных зонах.

В связи с этим не удалось добиться исполнения решения суда, который обязал "Волну", так и не выполнившую условий инвестиционного контракта, вернуть акции в собственность государства.

Кроме того, как считают в Генпрокуратуре, в течение 2000- 2002 годов Ходорковский и Лебедев, которые фактически руководили ОАО "Апатит", наладили схему реализации готовой продукции, позволившую им сокрыть прибыль в размере 6 миллиардов рублей. Продукция продавалась по заниженной стоимости зарубежным фирмам, подконтрольным НК "ЮКОС", которые, в свою очередь, реализовывали ее на мировом рынке по цене, в два раза превышающей отпускную. В результате государству, владевшему 20 процентами акций предприятия, был нанесен крупный ущерб.

Немало грехов нашлось и в самой компании "ЮКОС". В частности, Ходорковский и Лебедев, как основные акционеры компании и фактические ее руководители в 2000-2002 годах, создали организованную группу из числа работников "ЮКОСа" и коммерческих структур, которая реализовывала нефть и нефтепродукты через фирмы, зарегистрированные в зонах льготного налогообложения. Таким образом, считает следствие, Ходорковский и компания уклонялись от уплаты налогов. Более того, расчеты с бюджетом в нарушение налогового законодательства производились не деньгами, а векселями НК "ЮКОС", что позволило компании "сэкономить" порядка 556 миллионов долларов. Причем "ЮКОС" умудрился еще и "обналичить" свои векселя за счет бюджетных средств, получив из федерального казначейства свыше 13,5 миллиона долларов в виде возврата переплаченных налогов.

И наконец, Ходорковского обвиняют еще и в неуплате подоходного налога и страхового взноса в Пенсионный фонд на сумму

53 миллиона рублей. Якобы он оформил документы, согласно которым консультировал иностранные компании и незаконно получил патент частного предпринимателя. За это главе НК "ЮКОС" выплатили вознаграждение в размере 142 миллионов рублей. На самом же деле, как считают в прокуратуре, никаких услуг Ходорковский не оказывал, а все это было придумано лишь для того, чтобы не платить налога и страховой взнос.

В общей сложности олигархам инкриминируют хищение денежных средств и неуплату налогов в размере 1 миллиард долларов.

После предъявления обвинения Ходорковского доставили в Басманный суд столицы, где его дело слушалось в течение пяти с лишним часов. В результате суд удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры о применении в отношении обвиняемого меры пресечения - содержание под стражей.

Из зала суда одного из самых богатых людей России привезли в СИЗО N1, более известное как "Матросская Тишина". Поскольку номеров типа "люкс" в следственном изоляторе нет, Ходорковского поместили в обычную камеру, правда, не в ту, где содержатся по 15 заключенных , а в "малогабаритку" на пятерых.

По словам заместителя министра юстиции России Юрия Калинина, олигарх содержится на общих основаниях.

О новом заключенном СИЗО уже позаботились. С воли ему передали телевизор и холодильник.