28.10.2003 04:10
    Поделиться

    Русская история Ходорковского

    Вся история с Ходорковским - очень русская

    10 лет, шатаясь, падая, качаясь, кое-как поднималась российская экономика. И вот только в последние 2-3 года начала более или менее ровно идти в гору. Говорят, что все дело в ценах на нефть, что заслуга Президента и Правительства невелика. Не согласен - и именно сейчас мы можем оценить, как велика была заслуга власти. ВЛАСТЬ НЕ МЕШАЛА! Власть не делала глупостей. Это высшее достижение почти для всякой власти, это фантастическое достижение, неслыханное достижение для власти русской.

    Но всему наступает конец. И он наступил - примерно тогда, когда настоящий экономический рост забрезжил не в воспаленных мозгах экономистов-теоретиков, а в реальности. Ах, агентство Moodis присвоило нам высокий рейтинг?! Ну так мы же этим "мудисам" ответим по-своему - покажем, кто из нас настоящий "мудис"!

    Это - очень по-русски, это - чисто по-русски. В тот момент, когда дерево наконец начинает приносить плоды, что сделает немец, голландец и разный прочий швед? С удвоенной силой начнет его поливать водичкой и своими жадными слюнями в ожидании новых, удвоенно-утроенных плодов. А что сделаем мы? Гулять начнем, пить начнем, жить начнем - и к чертовой бабушке срубим это чертово деревце! Что за свадьба, если половина гостей не окажется в милиции, половина - в реанимации?! Любить по-русски - это вам не фартучки гладить, в щечку целовать, салфеточкой губки промокать. Любить - так любить, громить - так громить! Любить - себя, громить - себя, кого же еще?!

    Да, как только жизнь стала чуть-чуть налаживаться - вот тут-то нефтяная рента и ударила в голову. Да так ударила, что в глазах потемнело.

    Я совсем не идеализирую Ходорковского. Он (какова бы там ни была национальность его бабушек и прабабушек) - настоящий русский нетерпеливо-размашистый человек. Ему эта рента тоже ударила в голову - может быть, сильнее, чем другим. "Широк человек, даже слишком широк - я бы сузил" - это Достоевский и про него написал. Скупать будущих депутатов сотнями, открыто строить "свою Думу" - это тоже "любить по-русски", гулять - так гулять. Тихие, скучные западные лоббисты так себя не ведут. Ходорковский "дерзнул власть". Он поднял "русский бунт" (отлично зная, что это - именно бунт). Он встал с колен, начал говорить с властью "на равных", не как "олигарх дрожащий", а "как право имеющий". В общем, "ты, Зин, на грубость нарываешься"...

    В оправдание же Ходорковского можно сказать следующее.

    Он сам создал свои миллиарды.

    Он создал их в 39 лет. 8 миллиардов своих, добрых 50 миллиардов своей фирмы - и все в 39 лет. Это выдержать трудно.

    Он, как ни крути, частное лицо. У него - мера ответственности частного лица.

    И, наконец, он сидит в тюрьме. Он готов был и готов по сей день рисковать собой - а это нечасто бывает вообще, этого совсем не бывает в России. Так что "упертый Ходорковский" вызывает естественное уважение и симпатию у всякого нормального человека. Ведь когда вы, согласно цитате из знаменитого романа, видите "сапог, наступающий на лицо человека", то вы обычно (если вы не Жириновский) симпатизируете лицу, а не сапогу. Другое дело, что я, повторяю еще раз, не считаю разумными действия самого Ходорковского и совсем не уверен, что, окажись он наверху, окажись он победителем, это было бы хорошо для России. Но сегодня эта опасность России не грозит.

    Грозит совсем другая опасность.

    Но что позволено Ходорковскому, то не позволено Юпитеру.

    Власть на то и власть, что ей никакие нефтяные ренты в голову ударять не должны. Власть потому и власть, что у нее есть (должно быть!) одно-единственное правило - "это только бизнес, ничего личного".

    В истории же с Ходорковским слишком много сугубо личного и слишком мало бизнеса. А когда личные мотивы начинают смешиваться с тупым, безличным скрежетом заржавленной и безличной государственной машины - вот тогда получается настоящий сумбур вместо музыки. Что мы и имеем в полном объеме.

    Борьба с Ходорковским дорого обойдется России, а пиррова победа над Ходорковским может куда как дорого обойтись власти.

    Так случилось, случилось на наших глазах, что за последние 3-4 года в России не осталось никого, кто смел бы сказать власти слово "нет". ТВ не смеет даже "истину царям с улыбкой говорить" - оно улыбается... и молчит. Политические партии бормочут себе под нос про "истребление народа" и кланяются, кланяются, кланяются. Местные губернаторы, олигархи, актеры-политологи, певцы-экономисты, дизайнеры-священнослужители... Можно долго перечислять, но все, в общем, всем давно понятно. С ростками гражданского общества покончено - что мы ясно видим на сегодняшних "выборах".

    Но коса, косящая гражданское общество, должна была в какой-то момент найти на камень. В общем-то, случайно этим камнем оказался Ходорковский. И вот мы услышали скрежет этого столкновения.

    Ходорковский, который пусть по личным, пусть даже по "мальчишеским" мотивам, но оппонировал власти, не создавал, конечно же, гражданского общества. Назвать свой фонд "Открытая Россия" - легко, создать открытую Россию - трудно. Но Ходорковский давал шанс, пусть малый, но шанс на то, что гражданское общество в каких-то пределах возможно, что с ним не окончательно покончено. "Открытой России" не было, открытая форточка - оставалась.

    Если сейчас эту форточку закроют решеткой, то в стране "по факту" установится режим практически самодержавной власти. Режим, который в России был 1000 лет, который иногда бывал оправдан, а чаще бывал безумен, но режим, который реально отстал от времени уже в 1917 году. Сегодня такой режим означал бы национальную катастрофу. Надеюсь, что до нее дело не дойдет. Надеюсь, что эта русская история не станет ямой, в которую рухнет история России.

    Поделиться