28.10.2003 02:00
    Поделиться

    Армейский спецназ обвиняют в убийствах

    Начался новый процесс над военными, обвиняемыми в убийстве мирных чеченских жителей

    - Имеете ли вы правительственные награды? - спросил председательствующий по делу судья Александр Каргин одного из обвиняемых, Эдуарда Ульмана. Судя по документам, обвиняемый награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени.

    - Имею, но точно не знаю, - ответил 30-летний офицер. - Все награды пришли, когда я уже находился под стражей.

    Другой обвиняемый, Александр Калаганский, награжден орденом Мужества, но награду так и не получил. Сидящие в двух шагах от него чеченцы, потерявшие своих родных, с укором посмотрели на военных.

    Многое в этом процессе напоминает дело Буданова. Даже по внешним признакам. Слушания проходят в том же зале окружного суда, где судили бывшего командира 160-го танкового полка. Один из обвиняемых, заместитель командира роты спецназа по воспитательной работе, капитан Эдуард Ульман, сидит за решеткой на том же месте, где томился танкист. Остальные обвиняемые, старший лейтенант Александр Калаганский, прапорщик Владимир Воеводин и майор Алексей Перелевский, находятся на свободе под подпиской о невыезде.

    12 января 2002 года в Шатойском районе Чечни федеральными войсками проводилась спецоперация по обнаружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований. Командованию спецоперации поступила информация о том, что раненый Хаттаб вместе с десятью арабами-боевиками попытается уйти в районе населенного пункта Дай. Военные предприняли меры, чтобы предотвратить бегство одного из самых опасных главарей боевиков.

    Затем произошла трагическая случайность. Мимо спецназовцев ехал автомобиль с местными жителями. Подозревая, что в автомобиле может находиться Хаттаб, военные открыли огонь на поражение. Выстрелами снайперов был убит находившийся в машине директор местной школы, ранены завуч школы и водитель.

    Вслед за этим военные по рации связались со своим командованием, доложили о случившемся и попросили эвакуировать раненых. В ответ командование потребовало идентифицировать задержанных. Опросив чеченцев, военные передали по рации их анкетные данные. Через час оперативный офицер Алексей Перелевский сообщил: на совещании в командовании спецоперации принято решение задержанных расстрелять.

    - Этот приказ Ульман воспринял с недовольством, ведь он сообщил, что у задержанных нет оружия, - сообщил корреспонденту "РГ" адвокат Николай Остроух. - И неоднократно просил подтвердить такое решение. Он даже спросил открытым текстом: "Мне их уничтожить?" На что Перелевский ответил: "Да, это приказ командования". Ульман вместе с подчиненными обсудил ситуацию. Считая, что начальству известны такие обстоятельства, которые позволяют издать такое распоряжение, он решил выполнить приказ. Так Ульман, Калаганский и Воеводин расстреляли задержанных.

    Дело рассматривается с участием присяжных заседателей. Ходатайство об этом подала сторона обвиняемых.

    Поделиться