Так, по данным Госкомстата, в сентябре промышленное производство по сравнению с сентябрем 2002 года возросло на 8,0 процента, что позволило сохранить темпы прироста в январе - сентябре 2003 года на уровне первого полугодия - 6,8 процента. При этом прирост среднесуточного производства в сентябре 2003 года по сравнению с августом составил 1,2 процента, то есть вернулся на уровень динамичного второго квартала.
Правда, с учетом календарного фактора в расчете на год август показал более впечатляющий результат - 7,1 процента прироста против сентябрьских 6,3 процента. Однако, как мы уже отмечали, по итогам девяти месяцев эти колебания компенсировались.
Тем не менее надо сказать, что есть и более пессимистические оценки. Согласно расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в сентябре по сравнению с августом производство с исключением календарной и сезонной составляющей возросло всего на 0,3 процента, что в среднемесячном измерении более чем вдвое ниже темпов прироста во втором квартале. Пока нет серьезных оснований предполагать, что до конца года динамика этого показателя перейдет в область отрицательных значений. А это означает, в свою очередь, что с учетом низкой базы сравнения четвертого квартала 2002 года итоговый темп прироста промышленного производства в 2003 году не опустится ниже 6,5 процента, что на целый процент выше уточненного прогноза Минэкономразвития.
Сохранение устойчивости промышленного роста пока подтверждается и стабильностью его динамики по отраслям. Лидерами в январе - сентябре по-прежнему оставались топливная промышленность - 9,6 процента, черная металлургия - 9,3, машиностроение и металлообработка - 8,1 процента. А поскольку прирост объема инвестиций в основной капитал по итогам трех кварталов текущего года составил 12,1 процента, что даже несколько выше показателя первого полугодия - 11,9 процента, то вряд ли можно говорить об ослаблении инвестиционной активности, как о факторе замедления роста в отдельных отраслях. Скорее, здесь сыграли свою роль возросшая конкуренция импорта на фоне снижения потребительских ожиданий, что подтверждается снижением прироста розничного товарооборота в январе - сентябре до 8,2 процента по сравнению с 8,9 процента в первом полугодии 2003 года. И если отрасли, работающие непосредственно на потребительский рынок, не смогут контролировать издержки и уровень запасов готовой продукции в традиционно неблагоприятные для торговли октябре - ноябре, то в этом случае ухудшение их финансового положения может действительно серьезно сказаться и на производственной программе и на инвестициях в основной капитал.
Основания для такого сценария имеются. Летом в промышленности и экономике в целом действительно наметилась тенденция замедления темпов роста прибыли, что наряду с повышением реальных процентных ставок не может не сказаться на инвестициях. И если общий объем последних вырос, то это значит, что в некоторых отраслях ситуация может вскоре приблизиться или уже близка к критической. В этом смысле не радует, а скорее тревожит довольно резкое падение общей численности безработных в третьем квартале - с 6,1 миллиона человек в июне до 5,5 миллиона человек в сентябре. Конечно, большую роль здесь играет сезонный фактор, но если, как уже говорилось, некоторые отрасли не совладают с осенним ухудшением хозяйственной конъюнктуры и условий воспроизводства капитала, то нарастания безработицы либо как вариант долгов по заработной плате к зиме не избежать. Кстати, за сентябрь задолженность по заработной плате возросла на 1,3 процента, переломив таким образом трехмесячную тенденцию ее снижения.
И все же говорить о каких-либо значительных корректировках отмеченных за январь - сентябрь 2003 года в экономике тенденций было бы преждевременно. Финансовый жирок, набранный предприятиями, в краткосрочном периоде поможет им пережить пару месяцев плохой конъюнктуры. Как сообщил Госкомстат, в январе - августе 2003 года, по оперативным данным, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без сельского хозяйства, субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил 878,3 миллиарда рублей (46,1 тысячи организаций получили прибыль в размере 1049,9 миллиарда рублей, 33,0 тысячи организаций имели убыток на сумму 171,6 миллиарда рублей). В январе - августе 2002 года сальдированный финансовый результат составил по сопоставимому кругу организаций 554,8 миллиарда рублей. При этом в январе - августе 2003 года доля убыточных организаций по сравнению с январем -августом 2002 года снизилась на 1,0 процентного пункта и составила 41,7 процента. Напомним, что по итогам первого полугодия 2003 года она составляла 46,2 процента.
Некоторое снижение темпа прироста реальных денежных доходов населения с 14,6 процента в первом полугодии до 13,3 процента за девять месяцев можно считать положительной тенденцией с точки зрения улучшения пропорций экономического роста в сторону накопления капитала. А вот рывок цен производителей промышленной продукции при очевидном нарастании спросовых ограничений не может не тревожить. Равно как и то, что наиболее точный измеритель инфляции - индекс-дефлятор ВВП - в первом полугодии 2003 года, по второй оценке Госкомстата, увеличился на 17,6 процента. Понятно, что такие цифры не придают стимулов ни сбережениям, ни инвестициям.