Почему именно эта, подчеркну, масштабная работа является одной из важнейших? Приведу лишь несколько цифр, чтобы можно было представить значимость проблемы социального оздоровления села, которая требует самых безотлагательных мер и серьезной, системной работы.
Если брать итоги 2002 года, на сегодняшний день постоянное сельское население России составляет 38,9 миллиона человек - это 27 процентов населения. Согласитесь, это солидная доля, большая численность людей, которая долгие годы оставалась вне поля внимания, особенно в части социальной политики, без социальной поддержки. За 2001 год численность сельского населения сократилась на 346 тысяч человек (для сравнения: в 2000 году - на 238 тысяч). К сожалению, эта тенденция продолжается. Поэтому сегодня чрезвычайно важно в каждом регионе, в каждом субъекте Российской Федерации провести мониторинг, понять социально-демографическую ситуацию как в целом, так и в отношении сельского населения. Тогда будет очень многое понятно: где сельские территории состоят только из пожилых людей, где есть производство, развивается фермерство, где может развиваться школа. Не исключено, что будут выявлены территории, где полностью отсутствуют какие-то возможности для развития социальной инфраструктуры.
Сегодня с большой тревогой мы вынуждены констатировать тот факт, что в 75 регионах Российской Федерации сокращается численность населения. Это обусловлено как ростом естественной убыли, так и миграционными потерями. Достаточно взглянуть на любой график по демографии населения, суммарный коэффициент рождаемости - кривая неуклонно ползет вниз. Сегодня очевиден тот факт, что в сельских территориях эта тенденция становится все более похожей на тенденцию рождаемости в городах. Но главное, я хотела бы обратить внимание на такое явление, которое хорошо известно нам, социальным работникам: растущая смертность населения. Самое печальное, что она растет во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения. Я не анализирую полностью всю демографическую ситуацию в России, но с полным основанием считаю: пора бить в набат по поводу этой серьезнейшей для страны проблемы! Тем более эта тенденция характерна для молодых групп населения. Можно ли мириться с тем, что коэффициент смертности особенно вырос в группах 30-34 года, 35-39 лет? И это не явление каких-то двух последних лет, а стойкая, определенная тенденция.
Отсюда особая значимость развития медицинских услуг, системы медицинского обслуживания, поиска таких моделей, технологий, которые позволяют при минимуме финансовых ресурсов, при не очень развитой структуре здравоохранения системно, эффективно решить основные задачи на селе. А это прежде всего доступность оказываемой медицинской помощи, ее качество и бесплатность услуг.
К сожалению, отток молодежи из наших сел становится просто нормой жизни. Необходимо кардинально менять эту ситуацию, и потому перед нами стоит другая, очень значимая задача - социально-молодежная политика, которая, как правило, рассчитана на городскую молодежь. Сегодня такие самостоятельные, целевые программы должны появиться в ряде территорий, где есть сельская молодежь. В некоторых регионах накоплен положительный опыт в этом направлении, например в Чувашской Республике, Краснодарском крае, но этот опыт должен быть системным и повсеместным. Молодые кадры на селе можно удержать только одним способом: создав максимально комфортные, цивилизованные условия для жизни на селе.
Третья проблема, которая требует серьезного отношения и безотлагательного решения, - проблема бедности. Факты свидетельствуют о том, что из 33 миллионов человек в России, которые входят в число бедных людей, т.е. среднедушевой доход которых ниже прожиточного уровня жизни, 29,5 миллиона человек - сельские жители. А это 75,6 процента всех селян! Вот, пожалуй, главная причина, которая побудила лично меня начать активно действовать вместе с руководителями социальных структур в регионах, искать пути решения этих острейших проблем. Обратились ко мне за помощью и сами главы администраций в регионах - не подняться селу при таком уровне бедности селян! Конечно, эти 29,5 миллиона - цифра с учетом денежных доходов населения, а если брать общие доходы, то доля сельских жителей, живущих за чертой бедности, - 61,1 процента, или 27,8 миллиона человек. В январе 2003 года заработная плата в сельском хозяйстве составила 1631 рубль, или 35 процентов к среднероссийскому уровню.
Проблему бедности можно решить только поэтапно, шаг за шагом, и потому ее надо разбить на отдельные блоки. Если мы не решим проблему бедности сельского населения, то мы никогда не покончим с бедностью в Российской Федерации в целом.
Можно продолжать перечень проблем, связанных со средой обитания сельского жителя. Предлагаю в каждом субъекте Федерации провести свой социально-демографический анализ, анализ занятости сельских тружеников и принять комплекс безотлагательных мер. Нам необходимо подойти к ним масштабно, не только на федеральном уровне, путем постановки задач. Пути выхода из этого социального кризиса должны быть максимально эффективны и прагматичны. Очень надеюсь на конкретные программы "Земский врач", "Сельская школа", "Сельская библиотека" и ряд других.
Не надо забывать о том, что с 1 января 2005 года мы перейдем на несколько иные принципы финансирования социальной сферы - очень многое перейдет на субъекты Российской Федерации. Несомненные плюсы этого в том, что появится возможность синхронизировать там финансовые, организационные и интеллектуальные ресурсы и делать это на базе одной инфраструктуры, одного имущественного комплекса.