Неудивительно, что Чапаевск стал местом проведения совещания руководителей промышленных предприятий этого "города-завода". На встречу пригласили представителей руководства области, курирующих промышленные вопросы. И сразу же прозвучало предложение властям региона: необходимо на базе чапаевской промзоны провести отраслевое заседание с участием нового руководства Агентства по боеприпасам.
Дело в том, что в Чапаевске всю "оборонку" можно разделить на две группы. К первой относятся акционерные общества, которые имеют какие-то возможности добавить к госзаказу производство гражданской продукции, востребованной на рынке. Производители химоружия, например, изготавливают лакокрасочные материалы и медицинские препараты - диффузионные растворы, таблетки широкого потребления вроде анальгина и фталазола. Тот, кто по госзаказу специализируется на выпуске снарядов, нашел возможность производить кумулятивные заряды для горнодобывающей и нефтегазовой промышленности. Другие заводы взялись за изготовление тросов для грузовых автомобилей.
Вся эта продукция, конечно, капля в море: она никогда не компенсирует основного объема, который сегодня снизился на 80-90 процентов. В результате руководители предприятий не могут платить хорошую зарплату профессиональным специалистам, и те вынуждены ехать на работу в Самару и другие города губернии.
Не все заводы "чисты" перед энергетиками и бюджетами разных уровней. В Чапаевске есть завод, задолжавший по всем статьям 170 миллионов рублей. Откуда копятся эти недоимки? Каждое предприятие, относящееся к ВПК, должно и даже обязано поддерживать в нормальном состоянии свои мобилизационные мощности. Денег на это не хватает. Например, для того чтобы отремонтировать кровлю на большом корпусе, где установлено дорогостоящее оборудование, директору необходимо изыскать во "внутреннем" бюджете сумму 5-6 миллионов рублей. Из Федерального центра на поддержание мобилизационных мощностей выделено около 650 тысяч рублей. А надо бы не менее 4 миллионов рублей.
Особо тяжело приходится представителям промзоны ВПК, относящимся к ФГУП. Никаких телодвижений по поиску инвесторов для производства новых видов продукции таким предприятиям делать не стоит. Сюда ни одно юридическое лицо не вложит ни копейки, ведь все, что есть на заводе: парк техники, корпуса, - все принадлежит государству, и только ему.
Однако на многих оборонных заводах из-за снижения объемов госзаказа появились свободные цеха, которые с помощью областных властей директора заводов пытаются сдать в аренду. В настоящее время идут переговоры между руководством таких предприятий Чапаевска и самарскими подшипниковцами. Последние собираются расширить производство авиационных подшипников. Такой альянс выгоден обеим сторонам. Для одних это - прибыль, да и решение кадровой проблемы, для других - возможность пополнить скудный заводской бюджет и повысить зарплату производителям госзаказа, которая в Чапаевске нередко в среднем составляет 2 тысячи рублей (для сравнения: средняя оплата труда по области - около 5 тысяч рублей).
Таким образом, внутри сферы ВПК появляется некая дискриминация. Находящиеся рядом предприятия разной формы собственности имеют разные условия существования.
По мнению руководства области, вопрос надо решать на уровне Правительства РФ. Первое, что необходимо, полная инвентаризация существующих мощностей ВПК России, а также оценка финансовых возможностей, которыми сегодня располагает государство в отношении этих заводов.
Помимо этого, существуют излишние ограничения деятельности таких предприятий. Они создают неразрешимые проблемы. Несмотря на то, что на многих заводах достаточно сырья и готовой продукции, отгрузить ее потребителям по собственной инициативе директора не могут. Даже при наличии долгосрочных договоров с Российским агентством по боеприпасам, а также соответствующей заявки, не так-то просто получить из агентства необходимые документы на отгрузку. "Предприятие, как юридическое лицо, теоретически имеет право отгрузить заказчику свои изделия, но как представителю ВПК ему за это грозит уголовная ответственность", - пояснил руководитель самарского предприятия "Промсинтез" Юрий Батрин.
- Надо отделить одно производство от другого, оставив технику для выполнения госзаказа, а другую часть мощностей использовать для изготовления иной продукции, - считает Ю. Батрин.
В этом случае меньше будет "ревности" к акционерным обществам со стороны госпредприятий, где не только зарплата в 2-2,5 раза ниже, чем у "оборонщиков", но и нет возможности учить молодежь.
В этой ситуации государство могло бы выступить в роли посредника. Например, определившись с необходимым объемом оборонного заказа, Минобороны освободило бы часть мощностей от оборонных обязательств, а оставшееся профинансировало бы в достаточном объеме.