Вкратце суть конфликта такова: в сентябре неспокойного 1993 года ГЭС была приватизирована, и в конечном счете контрольный пакет акций оказался в РАО "ЕЭС России". Это стало возможным из-за противоречий федерального законодательства и многочисленных указов, актов и постановлений всех уровней власти. И это несмотря на то что в результате перехода Саяно-Шушенской ГЭС под крыло РАО республика полностью потеряла контроль над важнейшим предприятием на своей территории и бюджет целого региона лишился большей части стабильных налоговых поступлений от энергетического предприятия.
Эта приватизация была подвергнута сомнению лишь в этом году, когда правительство Хакасии подало на РАО "ЕЭС России" иск "о применении последствий недействительности ничтожной сделки по приватизации Саяно-Шушенской ГЭС" в Арбитражный суд. Возможно, тогда руководство республики полностью осознало, что возврат Хакасии контроля над гидроэлектростанцией - целиком в интересах региона: во-первых, и так не слишком богатая Хакасия сможет получать большую часть налогов от работы ГЭС, а во-вторых, именно республика будет играть первую скрипку в формировании тарифов на электроэнергию для населения и промышленности.
РАО "ЕЭС", поняв, что их все-таки пытаются осудить, сначала оборонялось многочисленными жалобами и встречными исками. Потом перешло в наступление.
Так на свет появился вышеозначенный проект мирового соглашения с правительством Хакасии. Анализ этого соглашения, первым пунктом которого в "Обязанностях Республики Хакасия" значится: "отказаться от каких-либо претензий и совершения каких-либо действий по оспариванию приватизации ОАО "СШГЭС", ОАО "Хакасэнерго", в том числе отозвать и более не подавать иски в суды всех инстанций..." - показывает, что оно по-прежнему не учитывает интересы республики и игнорирует естественное энергетическое преимущество региона, на территории которого расположена крупнейшая российская ГЭС.
Так, предложения РАО "ЕЭС России" направлены на приведение среднеотпускных тарифов, а также тарифов для населения на электрическую энергию в Республике Хакасия к аналогичному среднему прогнозному уровню по России. Механизмом этой операции должно стать поэтапное увеличение до 2007 года тарифа на покупку энергии с ФОРЭМ до среднероссийского уровня. И делается это на достаточно зыбком основании - "роста реальных доходов населения".
Что, наши энергетики посчитали, будто уровень доходов рядовых хакасцев взметнулся до умопомрачительных небес, и, значит, за электроэнергию они должны платить по западным расценкам? При этом предполагается снижение доли льготного тарифа на покупку электроэнергии ОАО "Хакасэнерго" с ФОРЭМ: в 2004 году - покупка 100 процентов объема по льготному тарифу, 2005-м - 75, 2006-м - 40, 2007-м - 0 процентов. Далее население Хакасии должно платить за электричество по рыночным ценам, то есть по ценам, устанавливаемым РАО "ЕЭС России".
Суть соглашения вкратце сводится к следующему: вы окончательно отдаете нам одну из крупнейших в России гидроэлектростанций, а мы милостиво сохраним вам чуть-чуть льготы на покупку электроэнергии и постараемся сделать так, чтобы ваше население переплачивало за электроэнергию не более чем в три раза (сейчас 1 кВт.ч для населения стоит около 46 копеек, то есть чуть больше 1 цента США).
По мнению экспертов, РАО "ЕЭС России" скорее всего "по чистой случайности" в соглашении не учло структуру генерирующих мощностей в Европейской и Сибирской частях России, а также уровни доходов населения в этих регионах. В Сибири доля недорогой энергии ГЭС составляет 53 процента, в то время как в Европейской части - всего 10 процентов, что определяет более низкий уровень тарифов на энергию в Сибирском регионе. А про различия в уровнях жизни в Европейской части (например, Москва) и в Сибири (та же Хакасия) вообще говорить нечего.
Кроме того, в проекте мирового соглашения постоянно говорится о "льготных тарифах для ОАО "Хакасэнерго". Данное утверждение, судя по всему, не совсем корректно: тариф для "Хакасэнерго" фактически не рассматривался как льготный, а как отражающий особые условия приватизации энергообъектов на территории Республики Хакасия. Дело в том, что основным условием при акционировании Саяно-Шушенской ГЭС и создании ОАО "Хакасэнерго" было обеспечение прав республики на пользование энергообъектами на ее территории. Таким образом, сохранялся исторически сложившийся энергобаланс региона - ранее энергия гидроэлектростанции не продавалась на ФОРЭМе, а напрямую шла потребителям в Красноярском крае и Хакасии. При этом в решении о приватизации было однозначно определено, что отпускные тарифы Саяно-Шушенской ГЭС и "Хакасэнерго" равны.
Случай этот не совсем обычный. Столкнулись интересы крупнейшей компании и небогатой республики, которая считала и считает главной своей ценностью Саяно-Шушенскую ГЭС, которая дает дешевые свет и тепло. Пока дает. А дальше тарифы на электроэнергию уже поднимутся. Это лишь малая часть "нестыковок" в мировом соглашении, которые значительно ущемляют интересы целого региона России.