Эти цифры демонстрируют неэффективность проводимой государственной политики по отношению к сельскому сообществу. В бюджете страны неоправданно занижены социальные расходы как по народному хозяйству в целом, так и по селу. Поразительно, но это факт - у нас животноводство субсидируется не в пример лучше, чем сельская социальная сфера. По федеральным и региональным программам поддержки животноводства в 2002 году на одну условную голову скота было выделено 430 рублей, а по правительственной программе "Социальное развитие села" за счет федеральных и региональных источников в 2003 году один сельский житель в среднем получил 415 рубля. Всего-то!
На селе допущена чрезмерная социальная дифференциация по доходам между различными группами населения. По этому показателю мы приближаемся к отсталым государствам Южной Америки.
Наблюдается ведомственная разобщенность управления сельской местности. Село как отдельный и единый объект управления не выделено. Из 43 федеральных целевых программ сельский аспект присутствует в 14, но между собой они не скоординированы. В разрабатываемой Государственной стратегии устойчивого развития России раздела о сельской местности вообще нет. Федеральная программа "О социальном развитии села до 2010 года" посвящена неким отдельным аспектам, а не сельским проблемам в целом.
В бюджетах министерств образования, здравоохранения, культуры нет разбивки на город и село. Как следствие социальные ведомства сокращают программы оказания услуг в сельской местности, так как издержки на единицу услуги в деревне значительно выше, чем в городе. Необходимо также отметить, что продолжается узкоотраслевой подход к развитию села, при котором основное внимание уделяется аграрному производству, а не развитию альтернативных сфер занятости населения.
Слабость институтов гражданского общества в сельских районах, и прежде всего сельского самоуправления, является настолько очевидной, что намечающаяся административная реформа на селе наверняка "завязнет", что обусловит еще большее социальное отставание.
В заключение хотелось бы привести независимый взгляд, что называется с "неба". Гражданские летчики рассказывают, что полетные карты для ночного времени включают в себя описание светового фона для населенных пунктов. То есть каждая деревня светится сверху по-своему, и это является ориентиром для пилотов. На международных рейсах эти карты неизменны со времен Второй мировой войны. Так как иностранные населенные пункты там все на месте. А вот на внутрироссийских линиях карты ежегодно меняются ввиду того, что огни умерших деревень ежегодно гаснут как перегоревшие гирлянды. Возникает вопрос: как бы эту проблему получше "осветить" в головах высокопоставленных чиновников и законодателей?