Более точно назвать тему своих научных исследований певица отказалась, отговорившись тем, что чрезвычайно суеверна. Лишь намекнула, что в работу войдет глава о негативном влиянии СМИ на формирование личности растущего человека. Понять ее можно: до защиты меньше месяца. Тут и в церкви свечку поставишь, и под пятку пятак подложишь, лишь бы все гладко прошло.
- Уж простите, но научный поиск сродни созданию песни. Пока ты ее не спел, лучше о ней не рассказывать, - объясняет певица причину своей скрытности.
- Вам ли чего-то бояться? Говорят, что опыт сдачи самых разных форм вузовской отчетности у вас огромный.
- Да, психология - уже четвертая моя учебная история. Кроме музыкального (правда, невысшего) образования я окончила факультет ПГС Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта, затем училась на административно-экономическом факультете ГИТИСа и наконец пришла на психфак Московского городского педагогического университета.
- Просто зигзаги судьбы...
- Вовсе нет. Все было достаточно закономерно, учитывая, что я человек жадный до жизни. Я с детства пела, любила животных и людей, была оптимистом. Надо быть готовым к тому, что когда-то у тебя будет шанс повернуть вправо или влево. Мои "зигзаги" происходят не потому, что мне делать нечего, а потому что это потребность души.
- И все же... Трудно спорить с классиком марксизма, который призывал всю жизнь учиться, как и с психологами, которые видят за склонностью к "позиции ученика" незрелость взрослого человека.
- Почему на это не посмотреть под другим углом. Мне всю жизнь не хватало знаний. Почему я пошла в ГИТИС? Был момент, когда вдруг захотела поменять профессию. Просто противно было участвовать в тех играх, которые начались на телевидении и эстрадных площадках. Имея множество международных Гран-при, я не могла участвовать в хороших концертах. Меня не приглашали в телепрограммы. Вот и решила бросить все и заняться другим, не менее интересным делом. В дипломной работе провела социологическое исследование публики и репертуара в десяти московских театрах. Размышляла над тем, почему пьеса, казалось бы, обреченная на успех, не дает сборов. Каждый театр популярен у определенной социальной группы, и это часто не учитывают, формируя репертуар. К слову, потом мой диплом использовали студенты театральных вузов как методическое пособие. Когда с головой погрузилась в эту проблематику, вдруг опять поворот. Буквально перед самой защитой диплома поехала на Кубу и выиграла Международный конкурс латиноамериканской музыки. Вернулась в Москву и по совету друзей решила сделать еще один шаг на эстраду. Он оказался удачным. И театр остался лишь в планах.
- Не получится ли так же и с психологией?
- Этого не произойдет, во-первых, потому, что моя нынешняя научная деятельность тесно связана с работой в Российской лиге защиты животных. В планах большие проекты по психологической реабилитации детей через брошенных животных. А во-вторых, отношения артиста и зрителя - богатейший материал для наблюдений. Тайны эстрадного успеха - человек некрасив, безголос, не умеет танцевать, но его обожают - это ли не тема для психолога-исследователя?! Некоторые загадки человеческого восприятия я отгадала, еще будучи актрисой. Мне было ясно, что ни балетом, ни украшениями, ни блестящими аксессуарами настоящей искры в зрителях не зажжешь. Я считала себя неплохим психотерапевтом (на бытовом, естественно, уровне), наблюдая, как люди во время концерта от зажатого (вначале) состояния доходят до полного раскрепощения.
- Значит, вы пользовались какими-то психологическими приемами, чтобы влиять на зрителя?
- В прямом смысле - нет. На сцене нельзя пользоваться искусственными приемами. Когда ты в волне света и музыки, любая фальшь заметна. Но я осознавала: человеку интереснее, если перед ним раскрываются не сразу. Мы чувствуем себя гораздо комфортнее, когда знаем, что есть в сердце закрытый для посторонних глаз "кусок" жизни, карьеры, мыслей, планов... Зрителей привлекает некая тайна.
- По данным РАН, сейчас только в Москве работает около 60 факультетов психологии, в их числе и заочные. Чем могут помочь людям психологи-заочники или экстерны?
- Как я поняла, это камень в мой огород. Однако я убеждена: чтобы быть психологом, впрочем, как и артистом, нужен талант. Без него даже самое лучшее университетское образование не даст благих результатов. Грань, которая отделяет тех врачевателей человеческих душ, которые вытягивают человека из пучины душевных мучений, и тех, кто его туда толкает, очень тонкая. Особо опасно нарваться на халтурщика пациенту в пограничном состоянии. Понять, чем ему можно помочь, способен только профессионал. Иногда уже то благо, что психолог, простите, как "помойка", вбирает в себя все черное, что накопилось в душе у человека. Это очень деликатная, трудоемкая и ответственная профессия.
- А вот некоторым кажется, что стать психологом можно, прочитав пару научно-популярных книг и сборников тестов, адаптированных под обывателя с неполным средним образованием. Когда же приходится изучать такие запутанные предметы, к примеру, как физиология высшей нервной деятельности, учебный энтузиазм спадает. Как вы преодолели этот кризис?
- Дело в том, что, поступив в университет, я в некоторой степени была уже "в материале". Многому научил меня двоюродный брат, доктор наук, психофизиолог Юрий Арзуманов. Он занимается проблемами мозга и эмоций. До многих вещей я дошла через его простое и внятное понимание проблемы. Юра всегда рядом, к нему я могу обратиться с любыми вопросами.
- Каким образом исследования по психологии подросткового возраста нашли продолжение в вашей деятельности по защите животных?
- Дело в том, что вокруг нас очень жесткая среда: информационная, семейная, школьная. Ребенок уходит на улицу, и там его с удовольствием подхватывает "компания". А в "стае" подавляют слабых, формируют одиозные качества характера, с помощью которых ребенок преодолевает внешнюю мягкотелость. Родители поиграли с котенком и выбросили его на улицу. А подросток усвоил, что слабого можно обидеть безнаказанно. Именно этот ребенок, попав в группировку, скажем, скинхедов, готов совершать поступки, к которым его подталкивают психологически более зрелые и сильные руководители. Даже если он совершенно нормально относится к людям другой национальности, в "стае" будет их унижать, только чтобы старший сказал ему: "Ты не слабак!".
Раньше детей тоже воспитывала улица. Я жила в Средней Азии, мы пыльной босоногой ватагой носились по городу с утра до вечера, периодически "заваливаясь" то в один двор, то в другой, где нам перепадало поесть. На первый взгляд, были абсолютно беспризорными. Но только на первый взгляд. Дворники, продавцы, старьевщики, старушки на лавочках за нами следили и ненавязчиво, без нынешних жестких претензий к ребенку воспитывали...