Школьные проблемы

"Недавно в первом чтении депутаты одобрили поправку к Закону "Об образовании" о введении в школах такого подзабытого уже предмета, как "Начальная военная подготовка". Опять военные рубашки, стрижки для мальчиков "не длиннее спичечной коробки" и подробное изучение поражающих составляющих ядерного взрыва?" - Елена Соколова, Москва.

- Дело в том, что в принятом в свое время Законе "О воинской обязанности и военной службе" было записано, что в школах должны преподаваться основы НВП. А в Законе "Об образовании" этому предмету отведено место факультатива. То есть налицо противоречие двух законодательных актов. Их нужно привести в соответствие. Причем закон о воинской обязанности принят позже. Значит, нам придется внести изменения в Закон "Об образовании", чтобы он соответствовал ранее принятой норме. Но в новом Законе не идет речь об отдельном предмете "НВП". Возможно, его будут изучать в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" или две-три недели на сборах для мальчиков по окончании учебного года. Пока это не решено. Сроки реализации этой идеи тоже пока не известны. Сначала должны быть приняты поправки к Закону, потом разработан стандарт, определен объем содержания стандарта (что в новый курс должно входить), написан учебник, организованы курсы повышения квалификации учителей. Поэтому до появления НВП в школе - как минимум еще два-три года.

"Мой сын Олег учился в 7-м классе, когда прямо в здании школы N9 Кирова его избил старшеклассник Панев. Получив сотрясение мозга, ребенок 46 дней не посещал школу. Администрацией школы не было принято никаких мер, и сын опять был избит. Я звонил в Департамент образования главному специалисту Мочаловой Розе Ивановне, которая порекомендовала для охраны сына в здании школы нанять работника милиции. Попробовал перевести ребенка в другую школу, которая тоже находится в нашем районе. Но директор, узнав о таком конфликте, сразу же ответила отказом. Так гарантирует ли школа безопасное обучение?" - Головенкин Николай, Киров.

- Во-первых, в соответствии с Законом РФ "Об образовании" ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса несет учебное заведение. Данные, изложенные в письме, действительно подтвердились, директор и классный руководитель избитого мальчика получили серьезные взыскания. Уже состоялась беседа начальника отдела общего и среднего образования Управления образования Кирова с отцом мальчика. Ему помогут устроить сына в любое другое учебное заведение города. Для этого он должен позвонить в Управление образования города. Наш долг разрядить эту конфликтную ситуацию. Думаю, что лучше Олегу в старой школе не оставаться, чисто психологически это тяжело. Поэтому мы поможем найти подходящую школу.

"Все школы нашего города, за исключением башкирских, многонациональные. Причем русских в них учится примерно 80 процентов. Учебный план предусматривает изучение родного языка (башкирского, татарского, чувашского, марийского). Русскоязычные учащиеся могут выбрать или углубленное изучение русского как родного или разговорного башкирского. Однако на деле, когда ребенок поступает в первый класс, от родителей требуется в заявлении указать, какой язык он будет изучать: башкирский или татарский. Другой альтернативы, получается, нет. А значит, нет необходимости и создавать группы по углубленному изучению русского. Что вы думаете о сложившейся ситуации?" - родители учащихся, 12 подписей, Стерлитамак, Башкортостан.

- Вопрос о том, какие языки изучать в конкретном общеобразовательном учреждении по Закону РФ "Об образовании", находится в компетенции самой школы. Как это происходит? Базисный учебный план (БУП) часть времени отводит на так называемый федеральный компонент, который включает обязательное изучение русского языка на территории Российской Федерации, а также на национально-региональный и школьный компоненты. Что изучать в рамках регионального компонента, решают законы субъектов Федерации. Например, в БУПе Республики Башкортостан указаны русский и родной (нерусский) языки. Остаток учебного времени забирает школьный компонент. Вот его-то определяет сама школа. В итоге получается, что русский язык, хотят этого на местах или нет, обязательно должен изучаться в любом образовательном учреждении России. Но в те двадцать процентов базисного плана, которые приходятся на национально-региональный компонент, субъекты могут русский и не включить. Выбрать, к примеру, историю права или что-нибудь другое.

"Нынешнее столетие называют веком биологии. Тем более удивительно, что биологию объединили в одном профиле с географией. Вузов (кроме педагогических), где при поступлении потребуется одновременно сдавать биологию и географию, единицы. Не кажется ли вам, что предложенный проект базисного учебного плана не соответствует требованиям времени?" - учителя биологии Южного административного округа Москвы.

- Хочу подчеркнуть, что те профили, которые предлагает Министерство образования (а их всего десять), имеют лишь рекомендательный характер. Мы не будем приказом навязывать школам определенный набор предметов в том или ином профиле. На их базе школа может выбрать то, что ей больше по душе. Ведь суть профильного обучения заключается в том, что по каждому предмету ученикам дается базовый и углубленный уровень знаний. И вот из этих "базово-углубленных" кирпичиков школа и ученик могут компоновать любой профиль. Захочет - возьмет физику, химию и добавит к ним историю и литературу. Это выбор только учебного заведения и ученика. Приведу в пример сельскую школу, где в классе семь-восемь учеников. Какие там профили? Каждый выберет, то, что ему интересно: социальное, гуманитарное, техническое или естественно-научное направление. А мы обязаны в этом маленьком классе обеспечить учебный процесс, причем и на базовом, и на углубленном уровне. Поэтому окончательное решение, нужно ли и в какой форме объединять географию и биологию, находится в ведении только учебного заведения.

"Лет двадцать назад был очень актуален так называемый средний балл аттестата. Учитывается ли аттестат сейчас? В каких вузах Москвы?" - Котова А.К., Москва.

- Средний балл аттестата сейчас вычислять не нужно. Однако успеваемость абитуриента большинством вузов все же учитывается. Это происходит, когда в результате экзаменов многие поступающие набирают полупроходной балл. Чтобы выявить из них лучших, сначала смотрят, на какую оценку абитуриенты сдали экзамен по профилирующему предмету, потом - на то, как он эту дисциплину сдал в школе. И только в последнюю очередь интересуются средним баллом аттестата.