Новости

29.10.2003 04:10
Рубрика: Экономика

"Газели" погорели?

Минтранс снизит аварийность новыми лицензиями

На совместном заседании исполнительных органов Москвы и Московской области (публикации в "РГ" - "Охота на диких газелей" от 30 июня и "Газелям подправят имидж" от 4 июля) транспортные чиновники утверждали, что все беды от частников, заполонивших рынок перевозок, главным образом - микроавтобусами. Частники не соблюдают правила безопасности: переделывают салоны, дабы уместить в них больше пассажиров, превышают допустимую скорость движения и вообще высаживают людей, где попало. Чтобы навести порядок, было решено разработать целый комплекс мероприятий, "укрощающих" частных перевозчиков. Планировалось уже осенью этого года объявить госзаказ на право маршрутных перевозок. Кто выиграет - тому и маршрут в руки, а остальных гнать в шею.

Впрочем, после этого шумного заседания ни в Москве, ни в Московской области эту идею предпочитали не обсуждать. Во всяком случае, как выяснил корреспондент "РГ", в документе, который призван скоординировать взаимные действия правительств Москвы и области на рынке маршрутных перевозок, нет ни слова о госзаказе.

Тем не менее в середине октября замминистра транспорта России Александр Колик заявляет, что органы местной власти по примеру западного опыта должны полностью контролировать доступ на регулярные маршруты: "Конкуренция на маршруте при необходимости должна заменяться конкуренцией на конкурсе за право работать на этом маршруте. Город должен получить возможность заключать с перевозчиками долгосрочные контракты на выполнение перевозок. А перевозчики, не имеющие такого контракта, на маршруты допускаться не должны". По сути, Минтранс словами Александра Колика заявил, что нужно вводить новые правила лицензирования автотранспортной деятельности. В чем дело?

А в том, что Минэкономразвития подготовило новую редакцию закона о лицензировании, которая предусматривает отмену всех видов лицензий на автомобильном транспорте. Минтранс же считает, что существующую систему лицензирования необходимо не только сохранить, но и усилить. В частности, ведомство предлагает включить в перечень лицензируемых видов деятельности перевозки пассажиров автомобилями вместимостью более 8 мест, включая перевозки для собственных нужд. Эта позиция Минтранса совпадает с мнением региональных транспортных администраций. При этом 20 губернаторов даже обратились в Правительство с предложениями о введении дополнительных видов лицензий на перевозку пассажиров. В Минтрансе надеются, что совместными усилиями можно будет отстоять систему лицензирования как базовый инструмент регулирования рынка. А дабы его не заподозрили в желании сохранить в своих руках доходный источник, замминистра Александр Колик не устает подчеркивать, что "речь не идет о том, чтобы сохранить эту функцию только за Минтрансом. Выдавать лицензии может и местная администрация".

По данным министерства, треть рынка пассажирских перевозок находится в руках частников. При этом частники владеют большим числом автобусов (50 процентов всего пассажирского автопарка страны). В основном это микроавтобусы, которые не соответствуют нормам безопасности. Если учесть, что по российским дорогам в основном курсируют маршрутные "Газели", замминистра, по сути, согласился с мнением гаишников, что этот микроавтобус потенциально опасен для перевозок людей.

Александр Колик считает, что функции административного органа, определяющего требования к подвижному составу, должен выполнять Минтранс, а не Госстандарт, как сейчас. Логика этого решения в том, что, как это принято во всех развитых странах, требования к подвижному составу должны определять те, кто им пользуется. Замминистра надеется, что "это позволит закрыть доступ на рынок автобусам, которые конструктивно не приспособлены для массовых маршрутных перевозок пассажиров, и повысит уровень безопасности движения, который в последнее время стал просто критическим".

Экономика Транспорт Общественный транспорт Экономика Бизнес Малый бизнес Правительство Минтранс Правительство Минэкономразвития Транспортная стратегия России