- Виктор Александрович, как шла разработка Транспортной стратегии России?
- Она длилась почти целый год. Ведь всего за десять лет нам предстоит удвоить объем ВВП, что требует опережающего развития транспортной системы.
Необходимо задействовать богатейшие месторождения на востоке страны - в Сибири и на Дальнем Востоке, создать новые производственные мощности, позволяющие выпускать высокотехнологичную, конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. Без развитой транспортной системы этого сделать нельзя. Кроме того, наша Транссибирская магистраль может служить не только крупнейшей транспортной артерией России, но и международным коридором, который свяжет Юго-Восточную Азию и Европу.
И еще. Сегодня для России состояние транспортных коммуникаций - одно из наиболее принципиальных условий инвестиционного процесса. Приток инвестиций идет туда, где высока насыщенность транспортными коммуникациями, а где их недостает - там экономика развивается слабо.
К нынешнему заседанию Госсовета наша рабочая группа подготовила внушительную информационно-аналитическую записку и ряд приложений.
- А какая проблема оказалась наиболее острой, требующей немедленного решения?
- Думаю, не ошибусь, если скажу, что это проблема сильного износа основных фондов. Он составляет 55-70 процентов. Из-за плохих дорог и старых автомобилей мы ежегодно теряем в автокатастрофах столько людей, что никакие вооруженные конфликты c этой бедой не сравнятся.
Проблема характерна для всего транспорта. К сожалению, у нас до сих пор нет четкой программы обновления самолетного парка. Медленно разрабатываются новые модели самолетов, отсутствуют эффективные финансовые, лизинговые, таможенные схемы для модернизации авиатехники. Очень сильно изношены аэропорты. Немногим лучше ситуация с водным транспортом. Железным дорогам не хватает локомотивов. Не стоит уповать на то, что в скором будущем все отрегулирует сам рынок. Необходимо принимать решения на государственном уровне.
- Откуда государство может взять средства на развитие отрасли? Ведь речь идет о гигантских суммах.
- Можно формально подойти к этой проблеме - ввести целевые налоги, защищенные статьи в бюджетах. Но, на мой взгляд, Госсовет не может допускать, чтобы какая-то отдельная тема рассматривалась изолированно от общей государственной политики. Если мы уже приступили к реализации налоговой реформы, направленной на снижение налогового бремени для производителей, за счет чего должны повышаться темпы экономического роста, то нельзя вступать с этим в противоречие.
Поэтому, по нашему мнению, необходимо создавать условия для того, чтобы в транспортную систему активно вкладывался частный капитал. Существует, например, возможность концессий. Я уверен, что многие крупные финансовые компании готовы самостоятельно строить транспортные коммуникации - например, к новым месторождениям, которые они хотели бы разрабатывать. Надо разрешить им это.
Можно привлечь средства в транспортные коммуникации, если закрепить за инвесторами право освоения прилегающих территорий для создания транспортной инфраструктуры. Можно, наконец, под гарантии государства выпускать целевые займы как внутренние, так и внешние. Транспортные проекты хорошо окупаются, поэтому надо смелее открывать отрасль для частных инвестиций.
- Для регионов больным вопросом является финансирование строительства автомобильных дорог.
- Конечно, нужно думать о финансовых источниках, хотя я считаю, что без приоритета общегосударственных транспортных коммуникаций не обойтись. Ведь точно так же происходит и в Новосибирской области. Основная часть средств выделяется для строительства особо важных транспортных артерий регионального значения. А оставшаяся часть передается районам и городам региона соответственно территории, численности населения, развитости дорожных коммуникаций. Они уже сами распределяют их по конкретным объектам.
Правительство также выделяет часть централизованных средств регионам на основании определенных критериев, а часть направляется на финансирование федеральных трасс. Но при этом, конечно, у каждого региона должны быть гарантированные средства на дорожное строительство.
Еще одна задача - усовершенствовать налоговое законодательство. Сейчас вместо дорожных налогов регионы получают акциз на реализацию ГСМ. Я считаю, что надо более жестко прописать в законе требование уплачивать акцизный сбор только по месту конечной реализации ГСМ, а не по месту производства или оптовой продажи, как это сейчас практикуется.