Ежегодно на дорогах страны погибают около 33 тысяч граждан. Причем уже пять лет эта цифра растет. Однако до сих пор власти лишь ограничивались констатацией печальных фактов и установкой уличных щитов типа "Тебя ждут дома".
По мнению возглавляющего рабочую группу новосибирского губернатора Виктора Толоконского, если не принять мер, соответствующих темпам автомобилизации страны, то за несколько лет придорожные полосы российских автотрасс, с обелисками и крестами на местах аварий, превратятся в подобие кладбищ. Отдавая отчет в серьезности и масштабности этой проблемы, сказал губернатор, мы решили, что необходима национальная программа модернизации и развития автомобильных дорог России до 2025 года, - в качестве специального приложения к Транспортной стратегии.
Вообще-то Правительство России еще в 2001 году принимало федеральную целевую программу по модернизации транспортной системы страны, в которой автомобильные дороги были выделены особо. Но оказалось, что выполнить ее практически невозможно. После отмены большинства норм Закона "О дорожных фондах в РФ" дорожное хозяйство регулируется в основном нормативными актами Правительства, которые, по мнению экспертов, носят "точечный" характер и не решают многих проблем. К тому же началась реформа органов местного самоуправления и внесла путаницу в вопрос о том, кто и за какие дороги должен отвечать. А изменения в налоговом законодательстве практически лишили территориальные дорожные фонды источников пополнения. В нынешнем году программа финансируется всего на 45 процентов. Это значит, что денег едва хватает на ремонт дорог, строительство начатых объектов заморожено, а о новых шоссе вообще пришлось забыть. Особенно пострадали городские улицы и сельские трассы. А строящиеся автомобильные мосты через Волгу, Обь и Ангару при нынешнем графике финансирования не будут открыты и через 15-20 лет. Отсюда вывод: нужна новая программа, жестко привязанная к реальности.
По словам заместителя министра транспорта Бориса Новосельцева, для начала необходимо четко поделить все российские дороги на категории: федеральные, региональные и муниципальные. И законом обязать соответствующие уровни власти приглядывать за ними.
Вообще же Новосельцев считает, что сегодня участие государства в транспорте избыточно, и прежде всего это касается финансирования. Деньги на строительство и ремонт дорог авторы программы предлагают собирать с населения и для этого повсеместно начать строить платные трассы. Плата должна соответствовать "воздействию на износ автодорог" со стороны каждой машины. Сумму, которую будут уплачивать владельцы авто, предлагается вычислять по сложной формуле, учитывающей грузоподъемность автомобиля, его ежедневный пробег и время суток, когда они будут проезжать по платной трассе. Вторым неиссякаемым источников средств должны стать сборы, вносимые во время покупки и регистрации автомобилей, а третьим - акцизы на топливо и машинные масла. Но поскольку платными дорогами захотят воспользоваться не все, то можно заранее предвидеть, что акцент будет смещен в сторону двух последних, более надежных источников, и уменьшение бюджетных вливаний в дорожное хозяйство сразу же повлечет за собой рост акцизов и сборов на покупку и регистрацию авто. К тому же повысить их можно очень быстро решением Правительства, в то время как появление платных трасс потребует изменений сразу в нескольких законах, касающихся прав собственности и налогообложения.
Однако такая система финансирования имеет одну очень серьезную погрешность: она напрямую зависит от количества автовладельцев, а значит - от социально-экономической ситуации в стране. Поэтому авторы программы, предусмотрели три варианта развития событий: оптимистический, умеренный и критический.