Сибирская кампанология

Вот уж поистине фамилия ей досталась "говорящая". Из тех, что определяет судьбу: Благовещенская, Благовещение, благовест - самый главный колокольный звон... Когда Лариса училась на третьем курсе Новосибирской консерватории, там объявили о проведении научной студенческой конференции по истории русской музыки. И она неожиданно для всех сказала: "Хочу сделать доклад о колокольных звонах". Преподаватели удивились: и тема, мягко говоря, неактуальная, и где взять материалы? В Новосибирске их действительно практически не было, даже в Государственной научно-технической библиотеке. Удалось найти лишь тоненькую брошюрку протоиерея Сулоцкого, изданную еще до революции.

Информацию и тогда, и потом, когда студенческое увлечение переросло в дело всей жизни, пришлось собирать буквально по крупицам. В Москве, Ленинграде, Ростове...

Первое в истории Сибири упоминание о колоколах, найденное Благовещенской, относится к концу XVI века. Казаки отписали грамоту в Березов к воеводе Ивану Волынскому с просьбой прислать им колокол. В суровом, необжитом крае, где не хватало самого насущного - орудий труда, одежды, пороха, люди мечтали о колоколе, ибо без него какая же служба? Колокола олицетворялись с громом небесным, который мог и покарать, и помиловать.

А вот еще один исторический документ: послы монгольского Алтын-Хана и тангутского ламы в обмен на дань соболями просят "золота, серебра, драгоценных камней, сабли, винтовки и... колокола". Есть свидетельства, что, заслышав колокольный звон, коренные жители края - самоеды сбегались креститься чуть ли не наперегонки - так неотразимо действовал на них этот призывный звук.

Семидесятые годы - не тридцатые: за колокола уже не сажали. Но тема колокольных звонов не вписывалась в строгие идеологические рамки советского музыковедения. Поэтому дорога в официальную науку Благовещенской была заказана. В аспирантуру ее не приняли. Вместо консерваторской кафедры - обычная детская музыкальная школа. Вместо научной карьеры - азы сольфеджио для учеников. Впрочем, диссертацию она все-таки написала. Готовая работа несколько лет пылилась дома, и только в 92-м ее удалось защитить. С блеском.

Но все-таки главное, наверное, даже не это. Однажды настоятель храма Михаила Архангела отец Владимир предложил Ларисе Дмитриевне открыть школу звонарей. Благовещенская поначалу даже испугалась: "Ведь я музыковед, а не практик!" Потом согласилась, рассудив: научу тому, что сама знаю, дальше будем учиться вместе.

Сейчас в школу звонарей Ларисы Благовещенской, единственную за Уралом, приезжают юноши и девушки со всей России. Обучение здесь бесплатное: как брать деньги за богоугодное дело? А недавно на "Сибирской ярмарке" впервые прошел фестиваль звонарей. Умельцы из сибирских храмов демонстрировали свое мастерство, и лучшими среди них стали ученики Благовещенской.

Надо сказать, что звонарное искусство - традиция у нас почти забытая. Учебников для звонарей нет и никогда не было, умение передавалось от старшего к младшему, от мастера к ученику. Хотя, казалось бы, чему учиться? Бей себе в колокол - какая это наука? В том-то и дело, что наука. Можно ведь так ударить, что и звука не будет, и колокол разобьешь. И разбивают.

Нынешние звонницы скромные - максимум семь-восемь колоколов в подборе. А раньше, рассказывают, в некоторых сибирских церквах было и по двадцать-тридцать. Вот и управляйся, звонарь, как умеешь, насколько рук хватает. Особо хитроумные привязывали веревки к поясу, к локтю, к колену, к мизинцу - прямо не звонарь, а целый человек-оркестр.

- Правильно подвесить колокол тоже искусство, - говорит Благовещенская. - Летописи донесли до нас имя некоего Мишки Климентьева. Не звонарь, не отливщик, Мишка попал в историю как... подъемщик. Тогда ведь все делалось вручную, без кранов. У Мишки был к этому особый талант, и его приглашали обустраивать новые колокольни. А посмотрите на нынешние звонницы, которые шабашники строят абы как.

Благовещенскую часто приглашают для "консультаций" и городские, и сельские храмы. Сколько раз приходилось Ларисе Дмитриевне карабкаться на недостроенные звонницы по шатким, сколоченным "на живую нитку" лестницам без перил!

Колокольная музыка возвращается в Сибирь. Когда-то свадьбы в России были немыслимы без поддужных колокольчиков и колокольного звона. Считалось, что звон не только создает праздничное настроение, но и дает молодым здоровье, детей и богатство. В Светлую Пасхальную седмицу звон вообще не прекращался: на колокольню мог взобраться любой и трезвонить во что горазд. То-то весело было, не хуже, чем на нынешних дискотеках.

Кстати, Лариса Дмитриевна убеждена, что нынешним подросткам просто физически не хватает гула колоколов. "Откуда берется тяга к тяжелому року? - рассуждает она. - Известно, что дети грызут известку, когда организму недостает кальция. Точно так же сегодня они тянутся к "хэви метал", потому что не слышат колокольного звона".

И это похоже на правду. По крайней мере, на прошедшем фестивале звонарей от мальчишек просто отбою не было. Только и слышалось: "Круто, классно!". А уж разрешение ударить в колокол воспринималось ими едва ли не как награда.

 

Из досье "РГ"

По одной из наиболее распространенных гипотез, русское слово "колокол" произошло от немецкого Glocke. Но некоторые ученые полагают, что "первоисточник" - старинное русское слова "коло", или "круг, окружность". Русский колокол отличается от многих других. Как говорят специалисты, он берет весь аккорд целиком, поэтому в одном ударе получается очень широкий звуковой диапазон.

Колокольчики были знакомы многим народам до принятия христианства. Жрецы Прозерпины в Древних Афинах звонили в колокольчики при освящении и очищении жертв, во время молитв. В Дельфах - при таинстве Вакха. У древних евреев небольшие бубенчики пришивались к одежде первосвященника - со "звонцами" он мог приносить жертвы и молиться за народ. В буддийских храмах колокола подвешивали снаружи и внутри, чтобы очистить пространство храма от злых сил. А вот у турок было поверье, что звон колоколов возмущает покой душ, витающих в воздухе. Первое, что они сделали после взятия Константинополя, разбили колокола.