- У вас, молодой человек, обнаружен вирус герпеса и цитомегаловирус. А еще нашли хламидии, микробактерии туберкулеза и возбудителей кори. Будем лечиться?
Что тут скажешь? Да, конечно! Обязательно. В сознании человека, еще вчера считавшего себя здоровым, сам собой возникает образ "ходячей инфекции". И дабы уничтожить "патогенную микрофлору", вас начинают лечить - с использованием сильнейших антибиотиков...
А вам и невдомек, что вирусы герпеса есть практически у 100 процентов взрослого населения планеты, цитомегаловируса - у 80, а неактивные формы хламидий находят у более чем 20 процентов здоровых мужчин и женщин. И что заразиться туберкулезом - не значит заболеть, ведь микробактерии этой болезни имеются у каждого третьего жителя земного шара.
Из жизни микроорганизмов и лекарств
С болезнетворными микробами мы сталкиваемся с самого рождения, они сопровождают нас до глубокой старости. Но между человеком и микроорганизмами возникает сложное динамическое взаимодействие, когда они и мы в абсолютном большинстве случаев мирно сосуществуем друг с другом. А введение такого средства, как антибиотик, нарушает действие "мирного договора". Нам объявляют войну, которой можно было избежать! И уже в ходе ее выясняется, что всесильные прежде препараты ничего не могут поделать с колониями пробудившихся бактерий или риккетсий.
Почему так получается? Отчего это "волшебные пули для здоровья", как еще недавно называли антибиотики, стали утрачивать свои фантастические свойства? Убийцы бактерий, они вдруг перестали быть страшными для них!
- Специальная международная группа, которая изучала устойчивость бактерий к антибиотикам, пришла к следующим выводам, - рассказывает профессор Московской медицинской академии им. Сеченова Роза Ягудина. - Антибиотики как особый класс медикаментов спасли очень много жизней. Но их применение стало крупнейшим вмешательством в генетику популяции, которое когда-либо видела наша планета. Результатом этого стало распространение генов, устойчивых к антибиотикам, во всех популяциях бактерий в мире...
То есть, говоря проще, человек сам "вынудил" микроорганизмы с удивительной быстротой приспосабливаться к этим медикаментам. Десятилетиями мы стреляли "из пушки по воробьям", используя мощнейшее фармакологическое оружие при каждом чихе и применяя как попало. В итоге лекарства во многих случаях просто перестали действовать на болезнетворные бактерии, зато стали ярко проявлять иные свои свойства, уничтожая уже полезные для нас микроорганизмы. Это может отразиться на всех пациентах, но больше других страдают, конечно, дети.
Другой вопрос: надо ли вообще уничтожать все эти бактерии, коли наше вмешательство грозит сплошными осложнениями? По мнению профессора Павла Воробьева из той же ММА им. Сеченова, такие случаи сегодня ничем не оправданны и остаются целиком на совести врача. Потому что стимулированные антибиотиками микроорганизмы бурно размножаются, выделяя при этом большое количество токсических веществ и повреждая клетки "хозяина". В итоге мы приобретаем новую хроническую болезнь, с которой организм еще не сталкивался и потому "не умеет" бороться.
Об ответственности медиков
Осознав всю серьезность ситуации, еще в сентябре 1999 года Минздрав РФ выпустил приказ N287, по которому антибиотики можно было приобретать в аптеках только по рецепту врача. Но кто сегодня помнит и тем более соблюдает этот приказ? Зайдите в любой аптечный пункт, попросите любой препарат из этой запрещенной группы - и вам его выдадут. Лишь бы он был в наличии. Похоже, в самом министерстве о приказе тоже давно забыли, не удалось нам его обнаружить и на официальном сайте Минздрава среди других подобных документов.
А как теперь оценивать действия сотрудников аптек, призванных, казалось бы, помочь нам выбрать лучшее из лекарств? Увы, провизор сегодня прежде всего продавец, заинтересованный в сбыте своего товара. И ему нет резона "разрываться" между желанием продать любые препараты (особенно те, что подороже) и своим долгом перед больными людьми. А врач, предписывающий лечиться заведомо бесполезными, а то и вредными методиками? Он тоже подчинен рыночной стихии и так же делает деньги - на ваших несуществующих болезнях.
Проигравшими в этой гонке на выживание то ли бактерий, то ли людей оказываются все же последние, потому что любое лечебное снадобье может быть полезным только тогда, когда о нем досконально известно все. Остается лишь посочувствовать пациенту, черпающему свои знания из средств массовой информации. Там что ни слово о рекламируемом средстве - так в превосходной степени, но о чем действительно нет ни слова - так это о вредных эффектах и прочих побочных действиях. Вот почему больной делает нужный, с точки зрения рекламодателя, вывод: зачем тратить время на поликлиники? С такими "бесподобными" лекарствами он и "сам себе врач".
Пациенту: исцелися сам?
- А чего еще можно ожидать? - замечает по этому поводу академик РАН и РАМН хирург Виктор Савельев. - Ведь в стране сложился неуправляемый рынок лекарственных средств и столь же неуправляемая реклама: "Семь бед - один ответ", "Причина боли бывает разной - лекарство одно"... И это приносит громадный вред. У нас существовал принцип: заболел живот - иди к врачу. А сейчас у человека язва, и он глотает таблетки. То есть лечит боль - не причину, а следствие. И потом в тяжелом состоянии поступает к нам со смазанной картиной болезни - не сразу поймешь, аппендицит у него, холецистит или перитонит... Из-за этого у хирургов больше стало экстренных операций, мы чаще встречаем запущенные стадии болезней.
Еще несколько десятилетий назад другой наш выдающийся врач, академик Борис Вотчал предупреждал от чрезмерного увлечения таблетками и микстурами: "Мы живем в век безопасной хирургии и все более опасной лекарственной терапии". Вот эти слова Бориса Евгеньевича вывесить бы на видном месте в каждой аптеке, чтобы простой наш обыватель перестал видеть в лекарстве лишь друга. Любой препарат уже изначально, по природе своей, является биологически активным веществом, "энергия" которого при неграмотном применении даст эффект, прямо противоположный ожидаемому.
В справедливости этих слов можно убедиться, побывав, например, в палатах Института "Скорой помощи" им. Склифосовского. Совсем недавно наибольший процент его пациентов составляли жертвы "самопальной" водки, технических жидкостей на спирту и прочих алкогольных суррогатов. Однако вот уже несколько лет "лидируют" в этом печальном списке люди, пострадавшие от бесконтрольного приема лекарств. В том числе и "безобидных" антибиотиков, которые имеются в каждой домашней аптечке.
О том, насколько их применение оправданно, например в педиатрии, академик РАМН Александр Баранов выразился предельно четко: "Дать ребенку антибиотик равнозначно тому, что сделать ему операцию. На это даже мы, врачи, идем только в самых крайних случаях". Но, по подсчетам специалистов, сегодня 25-30 процентов наших детей, заболев ОРВИ или гриппом, тут же получают от родителей антибиотики. Хотя уже доказано, что они не только бесполезны против вирусов, но и таят в себе очень большую опасность.