Ответив на более чем 40 вопросов белорусских и российских журналистов, Президент Беларуси дал свою оценку положению дел на союзной стройке.
Базис и надстройка
Лейтмотивом выступления белорусского Президента стали слова о том, что "пусть мы не продвинулись вперед, но не сделали и ни одного шага назад". Возможно, считает А. Лукашенко, на какое-то время следует остановиться на достигнутом - следовать букве Союзного Договора, подписанного еще Борисом Ельциным, а ратифицированного уже Владимиром Путиным. Именно в этом документе предусмотрено принятие Конституционного акта. Он должен стать фундаментом союзного дома, на котором будут надстраиваться другие элементы Союза, в том числе и единая валюта. Если нарушить последовательность укладки кирпичей интеграции, считает белорусский лидер, дом рухнет.
А. Лукашенко заявил, что он не может пойти на ослабление Союзного Договора путем принятия фактически более слабого Конституционного акта, как сейчас предлагают некоторые политики. Суть противоречий, пояснил Президент Беларуси, в полномочиях союзных органов власти. Чтобы сделать Союз более эффективным, белорусская сторона настаивает на передаче наднациональным органам широких функций.
Единый рубль
Введение единой валюты - только один из элементов союзной архитектуры, ее венец, и этот элемент нельзя вырывать из общего контекста, считает А. Лукашенко. Прежде чем переходить на единую валюту, необходимо решить остальные экономические вопросы. Не может быть свободного рынка капитала, если не будут сняты все таможенные барьеры, которые по-прежнему сохранены в России. Должен быть решен и вопрос о механизме взимания косвенных налогов по взаимной торговле. И так далее. А. Лукашенко сравнил деньги с кровью, циркулирующей в организме. По его словам, если в каком-то месте образовался тромб, это грозит большой опасностью.
Беларусь, отметил Президент, не против того, чтобы российский рубль с 2005 года был единой валютой Союзного государства (до 2008 года, когда по плану следует ввести в оборот новую валюту). Но ей нужны гарантии, закрепленные конституционно, чтобы в один прекрасный момент "денежный кран" не был перекрыт. Сегодня в России благоприятный финансовый климат. И в то же время задолженность перед бюджетниками составляет миллиард долларов. "Так не должно произойти в Беларуси", - сказал Александр Лукашенко.
Кто "давит на газ"?
В СМИ часто упоминается договор о поставках газа в Беларусь. Это договор не о бесплатной поставке, заявил А. Лукашенко, и не о поставках по минимальным внутрироссийским ценам. Это масштабный договор о создании равных условий для субъектов хозяйствования Беларуси и России. Беларусь предоставляет российскому бизнесу такие же права, как своему собственному. Россия в свою очередь делает то же самое. Сюда включены сотни вопросов, в том числе равная ценовая политика.
Газовая льгота для Беларуси - отдельная тема. Если бы в страну газ поступал по украинской цене, то дополнительные расходы составили бы порядка 110-120 миллионов долларов. Эти деньги можно было бы легко компенсировать на транзите газа через нашу территорию. Беларусь берет 54 цента за прокачку тысячи кубов газа на 100 километров. Украина - 1 доллар 9 центов. Путь через Беларусь при транспортировке в Германию в два раза короче, чем через Украину. Если весь газ, который Россия качает через Беларусь, прокачать по украинской ветке, России пришлось бы дополнительно заплатить 560 миллионов долларов.
Подобная картина и с нефтью. Хотя здесь вообще никакой льготы для Беларуси не предусмотрено. Страна закупает ее по мировым ценам. А за прокачку через нефтепродуктопровод Унеча - Вентспилс берет в два с половиной раза меньше, чем те же прибалты. Что же касается предполагаемого газового транзита в обход Беларуси, в частности строительства газопровода в Северную Европу по дну Балтийского моря, то для российской стороны это явно убыточный вариант. Стоимость проекта порядка 14 миллиардов долларов, а пропускная способность - 30 миллиардов кубов газа в год. В то же время через Беларусь сегодня качается 34 миллиарда кубометров, и строить газопровод через белорусскую территорию в несколько раз дешевле. Какой разумный инвестор при таком раскладе будет рисковать своими капиталами в Балтийском море? К тому же трубопровод Ямал - Европа пока оснащен лишь одной ниткой, а под вторую создана вся инфраструктура. Стоит соединить перекачивающие станции второй трубой, и тогда Россия сможет качать дополнительно те же 30 миллиардов кубов газа.
Налоги - косвенные. Потери - прямые
Говоря о проблеме косвенного налогообложения, А. Лукашенко привел в пример МТЗ. Беларусь, как известно, закупает металл для своего тракторного завода в России. НДС в 20 процентов взимается по месту производства, то есть идет в российский бюджет. Но даже в ВТО, куда стремится Россия, платить принято по месту назначения. Чтобы трактор на экспорт оставался конкурентоспособным, белорусскому правительству приходится из собственной казны компенсировать потери.
Ежегодно они составляют в среднем 170-180 миллионов долларов.
Всего в результате подобной практики взимания косвенных налогов с 2000 года в Беларуси недосчитались около 800 миллионов долларов. Решение о компенсации уже было парафировано, когда неожиданно его связали с вопросом о едином рубле.
Пример интеграции показывают военные
Высокое взаимное доверие Президент Беларуси отметил в области военного сотрудничества. В недавнем учении в Беларуси участвовали российские военные летчики и бойцы из элитной Кантемировской дивизии. Для защиты общих воздушных границ уже в ближайшее время на позициях в Беларуси будут установлены российские модернизированные зенитно-ракетные комплексы С-300.
Белорусские военные, а также таможенники и пограничники фактически охраняют западную границу России. Ежегодные затраты этих служб составляют 355 миллионов долларов. А вся оборонная инфраструктура, если бы ее россиянам пришлось создавать на западных рубежах заново, обошлась бы в астрономическую сумму - от 21 до 25 миллиардов долларов.
Информационное пространство
Не оставил без внимания А. Лукашенко и то, что происходит на союзном информационном поле. Отвечая на вопрос о прекращении трансляции в Беларуси радиостанции "Маяк", он согласился, что, возможно, в этой сфере немного "нахомутали". Есть нюансы и в развитии электронных СМИ. В свое время А. Лукашенко санкционировал увеличение количества белорусского продукта на российских каналах, но результаты пока ниже ожидаемых: уровень продукта того же телеканала "Лад", заместившего "Культуру", не дотягивает до российских стандартов.
В то же время, отметил А. Лукашенко, белорусский медиарынок быстро растет, дает рабочие места белорусским журналистам. Поэтому, считает Президент, если кто-то желает на нем работать, следует решить все вопросы по той же рекламе. "РТР, ОРТ, НТВ добросовестно платят все до копейки", - отметил А. Лукашенко. По его мнению, договариваться об условиях существования в едином информационном пространстве должны сами журналисты за общим столом переговоров. "СМИ - это опасное оружие, из которого нас часто расстреливают", - сказал белорусский Президент. Поэтому в поддержке особенно нуждаются союзные средства массовой информации.