В Самарской области предпринимательство начало набирать обороты в начале 90-х годов. Тогда в регионе, структура экономики которого в советские времена была выстроена преимущественно под оборонный госзаказ, многие предприятия стали закрываться, а число безработных стремительно росло. Могла зашкалить и кривая роста социальной напряженности, если бы десятки тысяч оставшихся без средств к существованию людей не нашли себя в малом бизнесе. И в той ситуации власть, руководствуясь, видимо, инстинктом самосохранения, действительно старалась без особой нужды не беспокоить предпринимателей. Наверное, именно эта политика «неравнодушного невмешательства» власти в дела новорожденного класса и позволила последнему состояться.
Сегодня многое изменилось. Кто-то из первых «челноков» теперь ворочает миллионами, кто-то едва сводит концы с концами, а кто-то, не выстояв в борьбе с конкурентами, контролерами-проверяющими, бандитами, сменил занятие и даже вернулся на оставленный некогда завод, благо часть предприятий стала выходить из комы, подавать признаки жизни.
По словам руководителя областного департамента поддержки развития предпринимательства Юрия Копытина, Самарская область стала четвертой после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, где к вопросу развития предпринимательства подошли основательно, системно. Именно эта достаточно новая областная структура активно участвовала в разработке первой федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса. И не случайно, что многое из того, что наработано в губернии, сегодня оценено и начинает применяться на федеральном уровне.
Первое – это создание комфортных условий для предпринимателей. Известно, что только 5-7 процентов населения способны заниматься бизнесом. Но прежде чем они начнут свое дело, людей необходимо научить этому ремеслу. Опыт последних лет показывает, что основным тормозом развития предпринимательства является именно отсутствие необходимых знаний. Потенциальные бизнесмены и бизнесвумены должны знать налоговое законодательство, уметь грамотно выстраивать отношения с наемными работниками, освоить санитарные, пожарные и прочие нормы и инструкции. А государство должно обеспечить им возможность получения этих знаний. Для этого в администрации области разработана «Комплексная программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства Самарской области на 2001-2003 годы», в рамках которой в области уже созданы консультационные пункты – центры развития предпринимательства, где всяк желающий может получить необходимую информацию, пройти курс обучения азам бизнеса. Тут есть и полный набор законодательных актов, и различные базы данных общего назначения, информация о кредитовании, лизинге, налогообложении и многое другое.
Самарский регион – один из немногих, где реализуются совместные международные программы. Так, с 1997 года здесь в рамках программы «Микрокредитование малого бизнеса» Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) ссужает самарских предпринимателей деньгами. Той же цели служит еще одна программа – «Региональная инвестиционная инициатива», в реализации которой участвует американская компания, кредитующая предпринимателей без образования юридического лица. По программе «Трансформ» федерального правительства Германии реализуется проект по обучению местных предпринимателей ведению бизнеса, внедрению на малых предприятиях современных методов управления, установлению взаимовыгодных связей с зарубежными партнерами.
Бюджет, к слову, в финансировании и кредитовании малого бизнеса принципиально не участвует. Хотя в середине 90-х исключения из этого правила были. Одно их них – помощь предпринимателям депрессивного Чапаевска в создании мини-пекарен. Местный хлебокомбинат к тому времени обанкротился, и горожане могли остаться без хлеба. Благодаря финансовой инъекции в малый бизнес проблема была решена.
Юрий Копытин полагает, что и впредь такого рода социально значимые проблемы власть будет решать совместно с предпринимателями. Но не финансовыми вливаниями из казны, а налоговыми льготами и прочими преференциями. Это поможет сохранить уже устоявшуюся конкурентную среду.
Впрочем, сегодня получить кредит стало несколько легче: местные банки, накопив после дефолта кое-какой жирок, сами предлагают деньги бизнесменам. Процент, конечно, на грани разумного – 20-30 годовых. Но проблема в том, что кредиты можно получить только под залог имущества или иных активов. Это значит, что начинающим предпринимателям дорога в банк, как и прежде, заказана.
Скупые цифры статистики свидетельствуют о том, что в сфере малого бизнеса сегодня заняты около 270 тысяч самарцев, а на их долю приходится почти 17 процентов всей произведенной в области продукции. Хотя, по мнению Юрия Копытина, в этой сфере экономики сегодня занято не менее полумиллиона самарских жителей, так как статистика не учитывает тех граждан, которые работают по найму у предпринимателей без регистрации юридического лица.
Нонсенс, но в «профильном» областном департаменте нет точных данных о количестве предпринимателей, работающих на подведомственной территории. Этими данными может располагать налоговая инспекция, но та не торопится делиться информацией с областными властями. Закона же, который бы регламентировал взаимодействие федеральных и региональных властных структур в этом вопросе, не существует. Отсутствие достоверной информации приводит порой к принятию неправильных управленческих решений.
В ходе очередных выборов депутатов Государственной Думы тема нужд и бед отечественных предпринимателей вновь стала популярной. Претенденты на мандат вновь заговорили о снижении налогового бремени, упрощении процедуры регистрации предприятий, создании новых рабочих мест и так далее. Удивляет другое. Проблеме эффективной государственной поддержки предпринимательства столько лет, сколько самому российскому бизнесу, но можно ли сказать, что она, эта проблема, хотя бы приблизилась к решению? Создается впечатление, что ситуация «ни мира, ни войны», сложившаяся в отношениях между малым бизнесом и властью всех уровней, устраивает обе стороны. А в то, что она изменится после очередных выборов, верится, к сожалению, с трудом.