31.10.2003 02:30
    Поделиться

    Мода на здоровье

    Проблема каждого молодого человека оценена в бюджете всего в семь рублей

    "Круглый стол" с острыми углами

    22 октября в редакции "Российской газеты" состоялся "круглый стол", участники которого говорили о здоровом образе жизни как норме современного общества. За "круглым столом" собрались: Светлана Волкова - директор городского Центра профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних "Дети улиц" при Комитете по делам семьи и молодежи Москвы; Владимир Журавлев - председатель Общероссийской ассоциации общественных объединений "Союз молодежных организаций Российской Федерации", советник мэра Москвы по делам молодежи; Владимир Ермаков - главный редактор журнала "Здоровая жизнь", член Правления межрегионального общественного движения "Здоровье нации"; Сергей Полятыкин - руководитель медицинских программ Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании"; Марина Суслова - представитель Комитета общественных связей Москвы; Юрий Черноусов - директор межрайонного центра "Альтернатива" по профилактике безнадзорности, правонарушений, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних.

    Что такое здоровый образ жизни? Этот вопрос, похоже, сразу же поставил в тупик участников встречи. Причем не дал вразумительного ответа и всезнающий Интернет. Оказалось, что 80 процентов материалов под рубрикой "Здоровый образ жизни" сводятся к рекламе биологически активных добавок.

    Тем не менее все участники дискуссии сошлись во мнении: сегодня куда важнее заниматься не болезнями, а здоровьем. Это выгоднее со всех точек зрения. Нужно, конечно, поддерживать человека в болезни. Но куда важнее - в здоровье.

    Молодежная политика за семь рублей

    Марина Суслова:

    - Единственно правильного определения здорового образа жизни нет, хотя сейчас уже очевидно, что здоровье не просто медицинское понятие. Состояние здоровья населения зависит от уровня здравоохранения и медицинского обеспечения лишь на 15 процентов. Остальное формируется из множества иных факторов: экологической, экономической, эндемической обстановки, исторически сложившихся традиций поведения, культуры питания, наследственности, отношения людей к себе...

    В то же время здоровье - главная ценность для каждого. Поэтому забота о нем должна стать и обязанностью, и осознанной необходимостью, и привычкой. Мне кажется, что в слове "физкультура", которая так важна в сохранении здоровья, надо всегда выделять составляющую этого слова - культура. Нужно, чтобы каждый осознал: неприлично иметь какие-то заболевания, которые зависят лично от тебя. Я понимаю, есть болезни, на которые человек не может воздействовать, которые совершенно независимы от его воли. А есть такие, которых можно избежать, если человек не курит, не пьет, не употребляет наркотики и ведет активный образ жизни.

    Я каждый день езжу на работу по Новому Арбату. И только с одной стороны этой центральной столичной магистрали 72 рекламы табачных изделий. Сколько с другой - не считала, но она там тоже в изобилии. Нам сулят с табаком "новые ощущения жизни", сулят, что "тебя ждут друзья во всем мире", "тебя ждет Токио". Всех обошел табачный призыв каких-то сигарет: "Больше, чем ты думаешь". А ведь действительно больше: минуты табачного удовольствия имеют просто страшные последствия, особенно для женского здоровья.

    Многочисленные призывы курить сигареты должна сменить реклама здорового образа жизни. Таково мнение Владимира Журавлева: Москва предлагает молодежи многое: развиваются спортивно-оздоровительные комплексы в разных районах города, во дворах появляются спортплощадки. Но необходима реклама, внушающая, что быть здоровым модно, престижно, почетно. Наверное, нужна система такой рекламы.

    Поборникам здорового образа жизни есть что рекламировать. Московские власти стремятся преодолеть противоречие между требованиями современной архитектуры, игнорирующей дворы, и созданием условий для спортивного досуга по месту жительства. Принято решение о строительстве стадионов в каждом округе Москвы. Эти стадионы будут бесплатно обслуживать москвичей. Когда они появятся? В Москве программы реализуются быстро. Я могу привести пример строительства ледовых катков. Понадобилось всего два года, чтобы практически в каждом округе появился такой каток. Дворец спорта "Сокольники" каждую пятницу, субботу и воскресенье предоставляет свой лед для массового катания ребятишек.

    Одно время общеобразовательные школы перестали пускать к себе ребят во внеучебное время. Теперь положение меняется, школы открывают свои двери, свои спортивные сооружения. Но здесь немало трудностей, прежде всего они связаны с охраной школ, с обеспечением порядка в во внеурочное время.

    Но только к занятиям физкультурой и спортом здоровый образ жизни не сводится, он складывается из многого. У нас, по существу, нет государственной молодежной политики. Нельзя же всерьез ее принимать, если она в своем бюджете предусматривает 7 рублей в год на каждого молодого человека. Такая цифра в этом году, такая заложена и в бюджет будущего года. А речь-то идет о будущем нации, подчеркнул советник мэра.

    Плюс семья...

    Будущее нации, по данным госстатистики, неутешительно. Согласно этим прогнозам в 2050 году население России в лучшем случае будет составлять 90 миллионов человек, в худшем - 72 миллиона. Этим мы признаем, что страна не ведет здоровый образ жизни, что мы - вымирающая нация...

    Однако Светлана Волкова считает, что паниковать не нужно. Гораздо полезнее будет все четко просчитать и определиться - что можно сделать реально, а что из области благих пожеланий.

    Необходима комплексная работа с социально незащищенными группами населения. И отнюдь не только с беспризорниками и безнадзорными.

    Взрослые, старики прежде всего выпадают из наших программ. А ведь здоровый образ жизни вмещает в себя и психическое, и эмоциональное, и репродуктивное, и физическое, и сексуальное, и соматическое здоровье. И для каждого возраста тут должно найтись место.

    Нужно, чтобы каждый осознал: неприлично иметь какие-то заболевания, которые зависят лично от тебя.

    Наверное, надо начинать с работы в семье. Нормальный психологический климат в наших семьях - это, к сожалению, редкость. Бабушки ищут отдушину в поликлинике, а дети бегут на улицу. Конечно, хорошо, если по соседству на улице есть бесплатный спортзал или хотя бы спортплощадка во дворе. Но мне кажется, что сегодня самое время говорить о необходимости формирования дружбы в семье. И нужно больше привлекать бабушек и дедушек к общению с детьми, к тому, чтобы они приходили в школы, организовывали кружки по месту жительства.

    "РГ": Не получится ли так, как в былые времена, когда патриотическое воспитание школьников фактически отдали на откуп ветеранам. Те приходили в классы при всех орденах и начинали вспоминать былые сражения. Никаких навыков общения с ребятней у них не было. Результат оказывался прямо противоположным благим намерениям.

    Юрий Черноусов:

    - Зачастую взрослые действительно не умеют общаться с детьми. К этому общению нужно специально готовить. А мы сплошь и рядом поступаем как: "Ты ветеран? Иди к детям". А детям этот самый ветеран интересен? Или все ради пресловутой галочки в отчете о проведенном мероприятии?

    Удивительная штука: у нас родители не умеют общаться с детьми. Не понимают их языка. Продолжают жить в своем, непонятном детям мире - до компьютеров, до мобильных телефонов... А жизнь мчится, темпы бешеные - год за десять. Мы проводим родительские встречи, когда родители учатся говорить со своими детьми. Знаете, что интересно: оказывается, папы и мамы, которые до этих встреч ругались, когда папа был занят футболом, а мама чтением любовных романов, вдруг находили взаимопонимание, у них появлялся общий интерес - их ребенок. Мы поняли: именно через детей можно сохранить многие семьи. Поняли: они хотят, но не могут, не умеют договариваться, их этому нужно учить.

    Мы предложили программу создания интеллектцентров, в которых можно было бы поговорить по душам, поспорить, чтобы там продавались газеты, нормальная аудио- и видеопродукция, чтобы там были конкретные программы, которые могли бы заинтересовать ребят. Мы провели маленькое социологическое исследование - спросили подростков: хотят ли они, чтобы была специальная радиостанция, которая бы половину времени отводила обсуждению детских проблем. 99 процентов ответили: да, это было бы хорошо.

    ...Минус алкоголизация

    Сергей Полятыкин:

    - Нужна государственная политика, социальный заказ на здоровый образ жизни. У нас до сих пор нет российского закона о молодежи. Это огромный пробел! Был бы закон, может, не было бы оголтелой пропаганды курения или пива. Нужны даже непопулярные меры, вплоть до цензуры. Вот запретили во Франции пропаганду курения, и нет этой пропаганды. И уже забыли о той выгоде, которую из нее извлекали. Посмотрите, как выступают наши депутаты в Госдуме! Они что-нибудь сделали, чтоб запретить курение хотя бы в детских учреждениях, чтобы не продавали пиво рядом со школой? А мы включаем телевизор - и на экране счастливые подростки, которые тянут пиво. А потом сетуем, что растет "пивное поколение" - то есть хилое, нездоровое. Не только в армии служить некому, у юных нет сил работать.

    Юрий Черноусов:

    - Еще пять лет назад даже представить было невозможно, что подросток в присутствии взрослых, на улице, в метро, в автобусе спокойно тянет пиво из бутылки или банки. Причем тут нет разделения полов - полное равноправие мальчиков и девочек. Ныне это норма поведения. Более того, мы сами уже этого и не замечаем. А я недавно встречался с корреспондентом итальянского радио, и она мне сказала: более всего в России ее поразили подростки, пьющие пиво в метро.

    На наших глазах усилиями пивных королей, на их огромные деньги при полном попустительстве законодательной и исполнительной власти произошел переворот в сознании людей, изменились нормы поведения. Это блистательный пример того, как, используя средства массовой информации, наружную рекламу, можно изменить сознание людей, изменить нормы общественные и социальные.

    Посмотрите Закон об обороте алкогольной продукции. Оказывается, пиво не относится к таковой. Оборот пива регулируется отдельным законом. Правительство подписывает правила торговли алкогольсодержащей продукции. В нем перечисляется, где нельзя ею торговать - у школ, у детских учреждений, там, сям. Не имеют права ее приобретать до 18 лет. Но все это не относится к пиву. Им можно торговать где угодно, когда угодно, продавать всем без всяких возрастных ограничений. Необходимо приравнять пиво к алкоголю, и тогда все встанет на свои места.

    Мы говорим о программе, о шагах к здоровому образу жизни как норме современного общества. Но это общество так алкоголизировано, так пагубно зависимо от психоактивных веществ... И тут никак невозможно отделить детей от взрослых. Согласитесь, разве мальчик первый раз видит рекламу пива по телевизору? Он приходит домой из школы, а папа со счастливым лицом достает бутылку из холодильника. У нас все меньше трезвых семей. У нас сформировалось общество, в котором не делают замечаний тем, кто пьет в общественном транспорте. Я вчера возвращался домой на метро в 12 ночи. В вагоне были и дети, и взрослые, и юноши, и девушки. Совершенно чужие друг другу люди. Но пили все, поголовно. Поезд буквально бренчит от переполненных бутылок. Одергивать детей? Обвинять телевидение, Правительство? Можно, конечно. Но не лучше ли на себя посмотреть? Кому незнакома ситуация: начинается школьная дискотека, дети танцуют, а учителя уединяются в учительской, и там во всю идет радостное застолье, звон бокалов. Вот он - "образец для подражания". Необходимо менять мышление для того, чтобы менялось поведение. Тем более что у нас уже появилась мода на здоровый образ жизни. И это факт.

    Ну, спонсор, погоди

    Владимир Ермаков:

    - В современных российских реалиях рекламировать здоровый образ жизни трудно. Наш журнал занимается пропагандой здорового образа жизни. Это наша, отечественная пропаганда. Распространяется журнал бесплатно. Но никакой поддержки со стороны государства у нас нет. Похоже, это никому не нужно. Мы нашли выход: работаем с теми, кто может нас спонсировать. Но меня удивляет, что откликаются только иностранные представители.

    Мы бессчетное количество раз обращались к отечественным спонсорам, точнее, к тем, кто мог бы ими стать. Результат нулевой. Не умеем, не хотим пропагандировать добрые дела и тем самым отбиваем желание их творить.

    Нужно поддерживать и общественные организации, и инициативы местных властей, которые берутся за решение программ по здоровому образу жизни. Надо поддерживать тот сектор бизнеса, который формирует индустрию здоровья. Там будут реальные деньги, которые они станут тратить на пропаганду здорового образа жизни, на то, чтобы покупали продукцию, относящуюся к спорту, путешествиям, туризму. Им надо создавать условия вплоть до введения налоговых льгот.

    Владимир Журавлев:

    - Необходимо законодательно обеспечить финансирование здорового образа жизни за счет пивных или табачных компаний. Вот те же пивные короли, все деятели шоу-бизнеса и организации досуга получают огромные прибыли, а налоги платят так же, как и любое иное предприятие. Считаю, что для них нужно ввести специальные налоги: коль вы наживаетесь на людях, так отдайте людям какую-то часть, чтобы на эти деньги строить здоровый образ жизни.

    Давайте с каждой сигаретной пачки брать по рублю, а с каждой бутылки водки по пять рублей на рекламу, на видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни. Сколько у нас сигаретных пачек выпускается! Сколько бутылок водки! Сумма получится огромная.

    Сергей Полятыкин:

    - Это неправильная позиция - ты трави, но плати за это. Чем больше пачек, чем больше бутылок, тем лучше работа по борьбе с курением, пьянством? Сомнительно. Весьма сомнительно. Значит, невыгодно уменьшать количество пачек и бутылок. Невыгодно и их производителям, невыгодно и борцам за здоровый образ жизни.

    Оглянитесь на себя

    Напоследок всем участникам "круглого стола" был предложен вопрос: положа руку на сердце, вы верите в то, что у нас в ближайшее десятилетие восторжествует мода на здоровый образ жизни? Отвечали по-разному. Но если суммировать все высказывания, то ответ такой: восторжествует. Но лишь в том случае, если каждый примет в этом участие. Начнет с себя, станет формировать здоровый образ жизни в своей семье, в своем ближайшем окружении. Если все мы объединимся в гражданское общество, если к нам присоединятся власть, бизнес. В противном случае, сколько бы мы ни строили стадионов, бассейнов, они все будут заплеваны, разрушены. И никаких денег, никаких бюджетов не хватит на их восстановление.

    Поделиться