Едва ли не половина жителей Подмосковья отправлялись по утрам на работу в столицу, там же платили налоги, но все свои социальные проблемы предпочитали решать по месту жительства - в области. За последние годы ситуация стала меняться к лучшему, причем на удивление быстро. В Подмосковье одно за другим вступают в строй новые предприятия, вокруг Москвы выросли ультрасовременные торговые комплексы, жилищное строительство идет такими темпами, что и Москва позавидует.
Нынешняя областная администрация за короткий срок добилась в регионе отчетливой стабильности по ключевым социально-экономическим показателям, и главное - в бюджете.
Стоит ли удивляться, что и бюджет области на новый 2004 год удалось сформировать под стать федеральному - сбалансированным и социально ориентированным. Более того, Подмосковье стало одним из первых регионов, который обзавелся основным финансовым документом заблаговременно - уже в середине октября областная Дума приняла бюджет области на будущий год. По многим параметрам казенная роспись доходов и расходов Подмосковья оказалась весьма примечательной, и мы попросили рассказать об особенностях бюджета Московской области Андрея Епишина, председателя Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Мособлдумы.
- Андрей Николаевич, как удалось в условиях масштабных преобразований, которые сейчас идут в Подмосковье, столь оперативно принять бюджет на следующий год?
- В прошлые годы для принятия бюджета приходилось запускать в действие сложные процедуры согласований, теперь же все расчеты и ответственность было решено возложить на профессионалов из бюджетного комитета. Основные параметры бюджета не вызвали серьезных разногласий, и это при том, что бюджет Московской области - один из самых сложных бюджетов среди всех российских регионов. У нас в области нет столицы, зато очень много муниципальных образований - порядка 80.
- Но подготовка бюджета почти всегда предполагает определенный торг, кто-то лоббирует определенные статьи расходов.
- Повторю ваши слова - у нас социальноориентированный бюджет, один из приоритетов которого - постоянное повышение зарплаты в области. Другие потенциально сложные моменты, которые обычно всплывают при подготовке бюджета, нам удалось решить за счет комплексного подхода к делу. В области разработано около десятка широкомасштабных программ, осуществление которых требует бюджетных вливаний. Но в бюджете на 2004 год по каждой из них был разработан конкретный план ключевых мероприятий и четко прописано, на что и сколько денег выделяется. Областная Дума и правительство сработали четко и консолидированно. В итоге бюджет получился, можно сказать, оптимальным, хотя это - мое субъективное мнение.
В любом случае, нынешняя областная администрация во главе с Борисом Громовым за короткий срок добилась в регионе отчетливой стабильности по ключевым социально-экономическим показателям, и главное - в бюджете. Московская область уже несколько лет демонстрирует завидный экономический рост, опережая большинство других регионов страны, и главная заслуга в этом - у команды действующего губернатора. Борис Всеволодович с первых дней работы на посту главы области определил ключевые направления политики региональных властей, и в Подмосковье был взят курс на социальную стабильность и экономический рост. Именно четкое следование избранному курсу и предопределило равновесие в бюджете.
- Но почему в итоге все же не удалось добиться того, чтобы бюджет получился профицитным?
- Бюджет можно считать оптимальным для нынешней ситуации, тем более что он по всем параметрам соответствует требованиям Бюджетного кодекса. Но, я думаю, уже следующий бюджет, как не раз заявлял губернатор Борис Громов, мы сможем сделать бездефицитным.
- Почему же этого не удалось добиться уже в 2004 году - ведь и российская экономика в целом и экономика области развиваются достаточно успешно?
- Не забывайте, что сейчас в стране продолжается налоговая реформа, в ходе которой регионы теряют некоторую часть налоговых поступлений. С будущего года весьма кардинально меняется принцип начисления налога на имущество и отменяется налог с продаж - в результате у нас выпадает много доходов. Полностью эти потери нам федеральный центр не компенсирует.
А на местах региональные власти, в том числе и мы в Подмосковье, стараются сохранить позитивную динамику по социальным обязательствам, которой удалось добиться в прошлые годы. Например, у нас подписано трехстороннее соглашение о повышении уровня минимальной зарплаты, которое мы не можем нарушать. Вот почему и приходится сохранять в бюджете некоторый дефицит. Если бы в налоговой сфере была стабильность или по крайней мере - определенность, мы могли бы оптимизировать и финансовую, и налоговую политику в области. И, между прочим, уже на 2004 год приняли бы бездефицитный бюджет.
- В принятом бюджете серьезно увеличены расходы на социальную сферу. Но не случится ли так, что это увеличение всего лишь покроет инфляцию?
- В целом увеличение бюджетных расходов по социальной сфере составит порядка 20 процентов. Но социальная сфера - это понятие широкое. К примеру, зарплата бюджетникам будет расти быстрее, чем инфляция, - в среднем на 20-25 процентов. Кроме того, у нас в области действует пятидесятипроцентная надбавка к зарплате учителей и медиков. Уже с 1 ноября она дополнительно увеличивается еще на 20 процентов.
- За счет чего формируются доходы областного бюджета? Можно ли сказать, что одна или несколько крупнейших компаний являются его основными спонсорами?
- Бюджет Подмосковья достаточно независим от крупных налогоплательщиков - и в этом его преимущество. Доходные статьи становятся более стабильными, а определенная независимость помогает нам снизить риски.
- Есть ли в Московской области разделение на районы-доноры и районы, которым сложно прожить без финансовой помощи со стороны властей области?
- Конечно, есть. У нас даже есть специальное приложение к бюджету, в котором перечисляются дотационные муниципальные образования - их порядка 15. С другой стороны, в области немало устойчивых и высокодоходных районов. Характерно, что даже если оставлять им налоговые доходы только по минимальной планке, которую допускают федеральные законы, бюджет этих районов все равно будет профицитным. Так работают, например, Одинцовский, Ленинский и Химкинский районы. В основном это районы, расположенные близко к Москве, которые исторически крепче стояли на ногах.
- В целом: как вы оцениваете бюджет будущего года по сравнению с тем, что было в прошлые годы?
- За последние годы администрация области выработала четкие принципы формирования бюджета - прописана структура бюджета, всем ясно какие суммы, куда и зачем идут. Мы теперь намного лучше разбираемся и в тонкостях межбюджетных отношений. Сейчас 57 процентов расходов в области осуществляет не областная администрация, а муниципальные образования. Они получают эти деньги в виде налогов и субвенций - фактически помощи со стороны регионального центра.
Весьма радикально меняется и структура долга области. Уже в будущем году мы планируем перейти от краткосрочного заимствования к долгосрочному - порядка 10 миллиардов рублей из нынешних долгов будем замещать 5-летними облигациями.
Есть и еще одна новация, опять же под стать федеральной - у нас в Подмосковье в 2004 году будет работать не только резервный фонд губернатора, но и районные, если хотите - "стабилизационные" фонды для чрезвычайных ситуаций.