03.11.2003 02:00
    Поделиться

    Единый «01» внедрен в Питере

    Это не значит, что службы "02", "03" и "04" прекратили свое существование - у каждого ведомства свои функции. Одни лечат, другие с бандитами разбираются, четвертые заведуют авариями по линии ЖКХ, а "01" спасает. Введение этого номера проходило в стране поэтапно, начиная еще с 1 января 2003 года. Конечно, не все успевали за приказами МЧС, но работа идет. О том, как обстоит спасательное дело в Петербурге, корреспонденту "РГ" рассказал начальник Центра управления силами (ЦУС) Управления государственной противопожарной службы (УГПС) МЧС РФ Николай Лукьянов.

    Телефон спасения создавался на мощной базе противопожарных служб. Так что уже с 1 января петербуржцы могли звонить по "01", вызывая не только огнеборцев, но и спасателей. В итоге за десять месяцев в ЦУС поступило 4600, не считая "пожарных", звонков. Это были преимущественно бытовые "застревания" в лифтах и мусоропроводах (реальный случай), "неоткрывание" дверей квартирных, балконных, подвальных, чердачных... 226 раз помощь получили пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях... За все это время было спасено (не на пожарах) 92 человека... Так, уже почти год работает ЦУС.

    Кстати, для всех нас дежурная часть "01"- это женский голос, вопрошающий, что случилось, и иногда успокаивающий. Не обижайтесь, если с вами будут говорить не так ласково и нежно, как бы того хотелось. Помните, что одновременно на линии может висеть до 60 человек, которым помощь нужна не меньше. Но знайте, что коротких гудков вы никогда не услышите, разве что придется немного подождать - одну, две минуты, от силы. В двух залах (один для пожаров, второй - для службы спасения), на местах, оборудованных современной техникой, не за очень большие деньги работают девушки, которые изо всех сил стараются принять как можно больше звонков. Иногда они срываются и могут нагрубить, но только в том случае, когда рядом с вашим домом горит мусорный бак и вы безапелляционно и назойливо трезвоните, занимаете линию и требуете внимания, а в это время весь личный состав и транспорт заняты на пожарах или чрезвычайных ситуациях, угрожающих человеческим жизням. Бак потушат, как только освободится хоть одна машина. А если вам нагрубили, можете пожаловаться в УГПС, там разберутся, ведь все диалоги оператора со звонившими записываются на пленку и хранятся в течение десяти дней.

    После приема заявки их задача - переадресовать сигнал спасателям или огнеборцам. Существует прямая связь с милицией, аварийными службами, "скорой помощью". Теперь о том, кто выполняет такие заявки. Телефон МЧС полностью создан на базе УГПС. Как на ее технических, так и на человеческих ресурсах.

    Дело в том, что аттестованных спасателей в Петербурге всего 26, все остальные сотрудники Управления ГО и ЧС Северной столицы - командный состав, секретари и уборщицы. А в УГПС, как отдельной структуре, более 6000 человек, которые непосредственно работают на пожарах и чрезвычайных ситуациях. Просто после переподчинения УГПС ведомству Шойгу огнеборцам добавили нагрузки. Но они от нее и не собираются отказываться - со всем справляются. И теперь они не только тушат пожары, помогая 26 аттестованным спасателям. Так же обстоит дело и с транспортом. Из восьмидесяти машин противопожарной службы десять переоборудованы для спасательных работ...

    Специалисты постоянно работают над усовершенствованием системы. Нет, говорить с вами всегда будет живой человек, а вот дальнейшим распоряжением заявкой будет заведовать компьютер, исключив человеческий фактор забывчивости. Система автоматизируется, то есть компьютер подскажет девушке-оператору, в какие еще сопровождающие службы надо переслать поступивший сигнал. Например, человек упал в котлован с кипятком. И кроме спасателей (их задача - спасти человека) надо вызвать "скорую", аварийные коммунальные службы, предупредить сотрудников ГИБДД, чтобы те перекрыли движение на конкретной улице и т. д. Все это будет знать и подсказывать оператору компьютер. До полной автоматичности еще далеко, ведь для того чтобы полностью исключить человека, надо, чтобы на другом конце провода стояла идентичная "думающая" система.

    Кстати, по "01" можно звонить и с мобильного. Только узнайте заранее, воспринимает ли ваш телефон эти две цифры. Чаще всего нет - обычно импортные "трубки" (а вы видели где-нибудь российские?) не адаптированы к нашим АТС, в них забита европейская система - номер "112". Петербургский телефон спасения по сотовому можно набрать так: 8-812-01 или 02, или 03. И звонок этот будет для вас бесплатным.

    Поделиться