03.11.2003 01:30
    Поделиться

    Карен Шахназаров рассказал о своем фильме о Борисе Савинкове

    Карен Шахназаров заканчивает съемки фильма о Борисе Савинкове
    "Для фильма "Конь бледный" требуются исполнители ролей. Желающих принять участие в съемках ждем у проходной "Мосфильма".

     

    После такого объявления у проходной собирались толпы - желающих было много. И вскоре по улицам Москвы начала ХХ века, построенным на территории крупнейшей киностудии Европы, уже гуляли институтки и гимназисты, юнкера и купеческие сынки, и только для главных ролей понадобились профессиональные актеры, причем высококлассные. Снимается кино о первом террористе советского века - Жорже, он же Борис Савинков, один из руководителей партии эсеров и ее Боевой организации, от руки которой погибли Плеве и великий князь Сергей Александрович. Организатор громких терактов и "Союза защиты родины и свободы", яростный борец с большевизмом, зачинщик Ярославского мятежа и автор книги "Конь бледный", в 1924-м арестованный и в 1925-м покончивший с собой в советской тюрьме. Постановщик фильма Карен Шахназаров дал интервью обозревателю "РГ".

    - Чем вас заинтересовала книга террориста о терроре?

    - Тема очень актуальная. Боюсь, завтра она будет волновать еще больше. Повесть Савинкова меня интересует давно, как и фигура ее автора. Первый террорист ХХ века, тип ницшеанца, воспитанный не только философией Ницше, но, как ни странно, и романами Достоевского. Книга очень автобиографична. Хотя снимая картину, мы все время помнили, что это не документальное, а художественное повествование. Но там те же персонажи и даже частично диалоги, что и в "Воспоминаниях террориста".

    - Какими еще источниками вы пользовались?

    - Автор сценария Александр Бородянский взял за основу повесть "Конь бледный", но использовал многие реалии того времени - убийство Столыпина к примеру. Мы считали себя вправе привносить в художественный материал детали исторического фона.

    - Судя по объявлению о наборе исполнителей, фильм постановочный и с обилием массовок?

    - Важно было создать атмосферу московских улиц. Сейчас модно снимать те годы экономно: пустынные города, одинокие прохожие. Но это не так: Москва и тогда была полна людей. И хотелось насытить кадр жизнью того времени.

    - Материал "горячий", многие будут ждать боевика. Это так?

    - Это будет психологическая драма с элементами боевика. Сценарий выстроен очень действенно, он немногословен, и рассуждения там сохранены только необходимые.

    - В названии повести - образ Апокалипсиса: "...конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом..." В какой мере эти мотивы присутствуют в фильме?

    - Картина выйдет под названием "Всадник по имени смерть". А что касается ее образного наполнения, то хорошо, конечно, если эти параллели будут прочитаны зрителем. Но об этом уже не мне судить.

    - Кто играет Жоржа?

    - Андрей Панин. Остальные участники - очень молодые артисты, некоторые снимаются впервые. Необыкновенно талантливая Ксения Раппопорт из театра Льва Додина, к примеру. Я сознательно искал такую команду, потому что террором занимаются в основном молодые люди. Они в этом видят романтику и способ реализации своих идей.

    - Параллели с сегодняшним днем есть?

    - Я, когда смотрю материал, понимаю, что мысли эти неизбежно придут в голову. Это же уникальный случай, когда один из "королей террора" с мировой известностью подвергает анализу собственную деятельность. Савинков был военным министром в правительстве Керенского и сыграл громадную роль в истории России того периода. Он был идеолог, и Муссолини считал его своим учителем. Он и литератором оказался способным, причем пишет нелицеприятно, даже по отношению к самому себе. Анализирует и свой внутренний мир, и сам террор как явление. Очень точно передает типы и характеры людей, которые приходят к террору, и причины возникновения террора. Кто еще знает этот предмет так досконально! Даже несмотря на элемент позерства, который там тоже есть, человек знал, о чем пишет. И если проводить параллели, то это как если бы сегодня бен Ладен написал повесть о терроре. Савинков и есть бен Ладен начала прошлого века, только за ним стояла еще и вся культура XIX столетия, ведь он был столбовой дворянин, необыкновенно образованный человек, входил в кружки Гиппиус, Мережковского.

    - Что было самым трудным в вашей работе?

    - Воссоздать эпоху. Жизнь изменилась, и старую Москву нам пришлось возвести на "Мосфильме". Художник Людмила Кусакова построила очень хорошую, на мой взгляд, декорацию. Я быстро снимаю, и огромная картина с массовками снята за 12 недель.

    - На каком этапе сейчас работа?

    - Занимаемся звуком. Это теперь технологически сложный процесс. На экраны фильм выйдет, думаю, весной.

    Поделиться