Несколько принципиальных мыслей по поводу возможных последствий принятия Правил и запуска переходного рынка электроэнергии.
Во-первых, правил не нужно бояться. Их утверждение не приведет ни к каким революциям в тарифах на электроэнергию, системе организации поставок электричества - "тотальный рынок" завтра нас не ждет. Размеры сектора свободной торговли ограничены 15 процентами от вырабатываемой в России электроэнергии, а критерии допуска к свободным торгам покупателей - достаточно высокие (пока только потребители с присоединенной нагрузкой свыше 20 МВА - такая нагрузка, например, у крупной электропечи или автоматизированной производственной линии). Поэтому ожидать, что запуск рынка повлияет на все и на всех в России, неправильно.
Кроме того, рынок затронет только сферу оптовой торговли электроэнергией, а, как известно, в России продажи двухуровневые. Основная масса потребителей покупает электроэнергию на рынке розничном и вряд ли будет готова к оптовой торговле - для этого нужно установить системы коммерческого учета, нанять специальный персонал, который будет готов обслуживать участие в торгах...
Во-вторых, отметим, пока качественная роль переходного рынка с точки зрения экономических последствий не будет значительной. Все-таки регулируемый сектор, где все остается по-старому, продолжает доминировать. Никакой картины рыночного ценообразования, конечно, не получится - на свободном рынке будут покупать излишки. Это напоминает ситуацию в газовом секторе, где в 1998 году были отпущены цены на газ, продаваемый независимыми производителями. Поскольку 90 процентов газа по-прежнему поставляет "Газпром", это мало кто заметил. Поэтому, если мы хотим развивать структурные реформы в энергетическом секторе, нужно уже сейчас принимать решение о сроках окончательной либерализации рынка.
Тем не менее с профессиональной точки зрения это событие крайне важно. Мы имеем все шансы впервые в России сформировать сложный организованный рынок торговли электроэнергией, похожий на наиболее передовые площадки торговли электроэнергией в мире. Здесь будет осуществляться именно торговля, а не перераспределение обязательств, как на сегодняшнем нерыночном ФОРЭМ. Решения будут приниматься участниками рынка, а не централизованным администратором. Появятся первые индикаторы реального соотношения спроса и предложения. Станут отрабатываться механизмы передачи информации, принятия решений, взаимодействия рыночных институтов и диспетчерской системы.
Это будет такая тестовая площадка, которая позволит доказать, что рыночные отношения в электроэнергетике возможны, мы сможем лучше подготовиться к началу работы реального рынка. Насколько успешно - посмотрим. Пока кажется, что разработанная система организации торгов несколько сложновата - в первую очередь с точки зрения организации взаимодействия регулируемого и свободного секторов.
Продолжаю считать, что рынок нужно отпускать сразу после демонополизации генерации и ни к каким катастрофам это не приведет, а переходные "суррогатные рынки" могут только запутать участников сектора. Вместе с тем готов признать, что разработчикам правил удалось найти оптимальные в нынешней ситуации конструкции, учитывающие и системные ограничения, и проблему взаимодействия двух секторов.
Запуск рынка происходит на фоне поворота в тарифной политике РАО "ЕЭС России: объявлено о том, что теперь электроэнергетические компании начнут сдерживать и снижать тарифы на электроэнергию, в четырех энергосистемах попытки снизить тарифы уже запущены. В условиях, когда отрасль сильно недоинвестирована, недокапитализирована, не хватает денег на ремонты, а тарифы для населения вообще значительно ниже реальной стоимости электричества, такие ходы, на мой взгляд, неоправданны, тем более что после выборов все равно придется отыгрывать назад.