Перед нами групповой портрет правящего класса, причем самого важного и значимого - имущества этих людей.
Прежде всего бросается в глаза, что правящий класс России состоит из совершенно закононепослушных людей. В декларации об имуществе почти всех кандидатов в депутаты - громадные, очевидные логические нестыковки. Десятки кандидатов, не мудря, так прямо и пишут, что доходов в 2002 году не имели. Переведем на русский язык: не имели доходов, ОБЛАГАЕМЫХ НАЛОГОМ. Иначе говоря - кандидаты в депутаты парламента публично заявляют, что СКРЫВАЛИ ДОХОДЫ ОТ НАЛОГА. В нормальном государстве этого одного было бы достаточно если не для возбуждения следствия (хотя почему бы и нет?), но уж как минимум для конца политической карьеры. У нас же сокрытие дохода политики за грех не считают. Отлично. Честно. Откровенно. Но вот вопрос: на каком же основании, господа, вы считаете возможным принимать законы, по которым ОБЫЧНЫХ граждан за то же самое сокрытие доходов можно судить?
Но если полностью отрицают любые доходы (т.е. не платят вообще никаких налогов) все же подавляющее меньшинство будущих депутатов, то резко преуменьшают свои доходы практически все. Это сразу бросается в глаза при сравнении разных граф деклараций об имуществе. Так, знаменитые певцы, актеры, продюсеры указывают годовые доходы от 10 000 до 25 000 долларов в год - по экспертным оценкам они столько получают за один концерт. И тут же в декларациях об имуществе - целые гаражи дорогих машин, громадные квартиры и т.д., имущество, одно только содержание которого стоит куда дороже, чем все их доходы.
Буквально то же самое относится почти ко всем кандидатам. Особенно бросается в глаза контраст в связи с автомобилями. Дело в том, что этот раздел заполняется более или менее точно (справка из ГИБДД!) - и поэтому эти сведения находятся в кричащем противоречии с ничтожными официальными доходами. Еще одна типичная "странность": человек является владельцем (совладельцем) нескольких фирм - и не получает в них или вообще никакого дохода или же доходы в несколько тысяч рублей в год. Опять же это понятно - чтобы не платить налоги, доходы списываются по разным статьям. Все это типично, понятно и простительно - для обычного предпринимателя. Но это немного удивительно, когда речь идет о будущих законодателях, как-никак о тех, кто, извините за демагогию, обязан показывать пример законопослушания.
Другая графа, которая выглядит довольно фантастически - вклады в банки. Сплошь да рядом: автомобили, квартиры, земельные участки стоимостью в миллионы долларов - и вклады в банки на 10-15 тысяч долларов. Любой здравомыслящий человек понимает, что обычно есть некоторое соответствие между а) доходами; б) движимым-недвижимым имуществом; в) фирмами; г) вкладами в банки. В отчетах кандидатов в депутаты эти пропорции сильно искажены: что не спрячешь - то торчит и перевешивает, что спрячешь - того и нет. Еще и еще раз - дело житейское, но в случае с будущими законодателями это показательно и свидетельствует об уровне правосознания в стране.
Если же попытаться на основании надводной части айсберга (те же автомобили, квартиры и т.д.) попробовать реконструировать айсберг в целом, то получается примерно следующая картина.
Наша политическая элита (а кандидаты в депутаты, особенно "проходные", кандидаты от реальных партий, конечно, принадлежат к элите) - богатые люди. Примерно 30% от общего числа кандидатов (и до 90% от числа тех, кто будет реально избран), судя по всему, владеет имуществом в районе миллиона долларов и выше. Я не владею соответствующей статистикой в других, более "прозрачных" европейских странах, но думаю, что и там порог богатства у депутатов и других власть имущих примерно такой же. Но там совершенно другие доходы у избирателей - и совершенно другая структура общества.
Грубо говоря, можно предположить, что в России - несколько сот тысяч долларовых миллионеров (из которых 30-40% в Москве), из среды которых и рекрутируются несколько сот депутатов Думы и чиновников высшего ранга, всего, скажем, до тысячи членов высшей номенклатуры ("норма представительства" - один на несколько сот). Этот класс резко - крепостной стеной, рвом с крокодилами и пуленепробиваемыми стеклами - отделен, отрезан от остальных 150 000 000 человек. Граница называется "имущественный ценз". Его, разумеется, нет юридически, но он, разумеется, есть фактически.
Так воспроизводится традиционное для России деление на две России, которые почти не пересекаются. Впрочем, "большой России" предоставлено право действительно выбирать тех же депутатов из жителей "малой России" - т.е. выбирать в депутаты из нескольких миллионеров одного. Это и есть демократия для элиты, которую как-то легитимируют "остальные массы".
Эта традиционная российская система - голая площадь, из которой вертикально вздымается столб власти и богатства - отличается от "европейской пирамиды". Там благодаря мощному среднему классу есть более или менее пологий переход снизу вверх. Соответственно рядовой избиратель при всей своей нелюбви к парламенту чувствует куда меньшее отчуждение от "своего депутата", чем в России, да и депутат ощущает куда меньшее отчуждение от своих избирателей. Попросту говоря, в стране с мощным средним классом выборы, подбор и ротация кандидатов в депутаты проходят внутри средне-высшего класса, т.е. в избирательном процессе более или менее активно участвует значительная часть населения. Это и дает корневую систему демократии. В стране же с жестким отделением народа от элиты "бескорневая демократия" всегда будет "тростью, ветром колеблемой".